"Женева-2": в преддверии перезагрузки

Читать Вести в MAX
22 января состоится новая международная конференция по Сирии. Она пройдет в швейцарском Монтре, но ее все равно называют "Женевой-2". В преддверии конференции в Париже прошла встреча глав внешнеполитических ведомств России и США – Лаврова и Керри.

22 января состоится новая международная конференция по Сирии. Она пройдет в швейцарском Монтре, но ее все равно называют "Женевой-2". В преддверии конференции в Париже прошла встреча глав внешнеполитических ведомств России и США – Лаврова и Керри. Поначалу было больше юмора: от госсекретаря министру — картошка из штата Айдахо, от министра госсекретарю — розовая ушанка для помощницы Керри. А дальше было что-то очень серьезное и еще недавно немыслимое: Керри вдруг заявил, что "США и Россия должны сделать все для поддержки пока еще существующих в Сирии госинститутов, таких как армия и правительство".

После этого в интервью ВВС замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад уточнил, что со спецслужбами еще недавно ненавистного "сирийского режима" теперь, оказывается, сотрудничают не американцы, а британцы, немцы, французы, испанцы, потому что в Сирию рванули британские, французские и другие исламисты.

Опрос участников "Старого нового года" у академика Примакова "Вести в субботу" начали со знакового постоянного члена Совбезопасности и третьего лица в государстве Валентины Матвиенко.

— Керри сказал, что США даже заинтересованы в сохранении сирийских армии и правительства. У американцев в голове что-то щелкнуло?

- Мне трудно говорить о том, что у них происходит в головах, но это разумное высказывание, потому что до этого мы слышали только одно: долой Асада, долой правительство, поддержка оппозиции. Когда американцы увидели, что нынешняя оппозиция – это просто радикалы, боевики, которые приехали убивать не из-за идеи, а из-за того, что им платят, они поняли угрозу, которая исходит от них. Полагаю, они понимают угрозу распространения терроризма и такого рода действий в целом на регион, и это не может не тревожить их. Это давно тревожит все страны. Сегодня это происходит в Сирии, где воюют радикалы из всех стран Европы, СНГ, а также из России, не говоря уже о самых отмороженных убийцах, которые просто пришли убивать.

- А завтра?

- А завтра это может оказаться в любой другой стране, поэтому здесь очень важно объединить усилия, прекратить все, что происходит в Сирии. Это очень опасно.

Ключевой темой переговоров Лаврова и Керри стало возможное участие в "Женеве-2" иранцев. Стопроцентной гарантии, что они приедут, пока нет, но что, если это получится? Что думают об этом гости "Старого нового года" в "Меркурий-клубе", лидеры думских партий и убеленные сединами опытные ветераны-межуднародники?

"Это более стабильная обстановка на Ближнем Востоке. Иран — ключевая фигура. И нам выгодно противостояние Турция — Иран и Иран — Саудовская Аравия. Поэтому мы должны поддерживать Иран. Увеличение роли Ирана при нашей поддержке — это очень хорошо. Самое опасное, если американцы к себе перетянут на каком-то этапе иранцев. Турция и Иран против нас — это будет самый худший вариант, — уверен лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

"Я считаю, что в Сирии проходит наш фронт, потому что следующими будем мы. Многие этого не понимают. У нас от Балтики до Тихого океана осталось 2% населения и треть главных стратегических ресурсов. А когда выдернут у нас ракетно-ядерный зуб (к этому подошли очень близко, американцы испытали все системы, которые позволяют расстрелять наши ракеты на взлете), боеголовки нам на голову упадут. Нас разорвут похлеще, чем Ирак, Ливию и Сирию вместе взятые. Поэтому мы там защищаем своих граждан и свои интересы. И чем комплекснее, эффективнее будет эта защита, тем мы будем увереннее смотреть в завтрашний день", — подчеркнул председатель КПРФ Геннадий Зюганов.

"Снимается то напряжение, которое было с иранской стороны. Прежнее руководство решило задрать нос кверху раньше времени. Не понимаю, в каком мире они живут. Вечные угрозы Запада, что примут меры. Хотя с Ираном у них никогда ничего не получалось. Кроме англичан", — отметил Виктор Геращенко, в 1992-1994 годах — председатель Центробанка РФ.

"Думаю, любое движение в позитивном направлении для России всегда будет полезно с точки зрения ее позиции в регионе, с точки зрения развития отношений со всеми странами этого региона", — сказал Александр Салтанов, в 2001-2011 годах — заместитель министра иностранных дел РФ.

"Я считаю, что в нынешней ситуации обеспечить безопасность в этом регионе мы можем только вместе с Америкой. Когда США провоцируют конфликты, сами обеспечить безопасность мы не можем. Поэтому для нас очень важно Америку удерживать от провокаций. Это сложная задача, но, надеюсь, она разрешима", — считает советник президента РФ Сергей Глазьев.

По мнению Александра Бессмертных, в 1991 году — министра иностранных дел СССР, положительное решение вопроса по Сирии укрепит возможность для договоренности. "Если бы Иран был за пределами этого круга, который будет обсуждать столь болезненную сложную проблему, то это был бы дополнительный порог, через который надо было переступать", — сказал Бессмертных.

"Если есть возможность договориться о том, чтобы войны не было, необходимо ее использовать. Самое главное в нашей жизни сейчас, когда можно уничтожить весь земной шар в течение одной недели, — не допустить войны, уничтожения друг друга. Просто нельзя! Мы не имеем права забывать о наших детях, ведь они гибнут от безумия взрослых", — возмущен журналист-международник Генрих Боровик.

- Игорь Юрьевич, вы человек либеральных взглядов. А вам иранские аятоллы не страшны?

- Мне не страшны аятоллы. Самое главное – это еще один козырной туз, который достал Владимир Путин и очень правильно разыграл сначала сирийскую, потом иранскую ситуацию, возвел себя на абсолютно равную с Обамой высоту, обогнал остальных лидеров G8. Теперь у нас есть большие шансы для внутренней перезагрузки, — считает президент Всероссийского союза страховщиков, председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.

- Керри вдруг очень неожиданно для американцев заявил, что США заинтересованы в сохранении сирийских армии и правительства. Это для вас неожиданно?

— К этом вела логика, потому что было очевидно, что другой сценарий — это распад страны, это приход к власти на определенных территориях экстремистов, джихадистов. Хорошо, что здравый смысл проникает в Соединенные Штаты, — подчеркнул Александр Данкин, директор Института мировой экономики и международных отношений, академик РАН.

"Так как Керри – человек менее политизированный, чем его предшественница, и более расположенный к России, то получилось то, что получилось. Я очень этому рад", — сказал Игорь Юргенс.

По мнению Владимира Жириновского, американцы поняли, к чему все приведет, если вместо действующего правительства и президента к власти придут талибы, "Аль-Каида" (запрещена в РФ). "Это будут взрывы, теракты. Это ударит по Израилю. Израиль тоже ударит. Это втянет Иран, и будет война. Хорошо, если ближневосточная, а может перекинуться еще дальше. Они просто просчитали. Это проще, надежнее, дешевле", — пояснил Жириновский.

"Мне кажется, что многие американцы признавали то, что они совершили очень серьезную ошибку в Ираке, когда ликвидировали армию и все спецслужбы. И теперь мы видим, что происходит. Мы надеемся, что на ошибках учатся и в Сирии этого не повторится", — считает Игорь Иванов, президент Российского совета по международным делам.

"Думаю, что они начали понимать, что все это – другая сторона, которая не мыслилась как что-то единое и либерально-демократическое, освободительное. Они поняли, что существо этой оппозиции совершенно другое", — отметил Александр Бессмертных.

"Лучше все-таки стабильная власть, с реформами, чем приход совершенно темных элементов, которые никому ни добра, ни порядка, ни развития не принесут", — считает Александр Салтанов.

По словам Виктора Геращенко, "Керри — более разумный человек, чем его предшественники, включая обманутую мадам Клинтон".