События на Украине заставляют вспомнить "арабскую весну". Реплика Максима Соколова

Причины того, что ситуация на Украине находится на грани гражданской войны, в первую очередь, конечно, внутренние. Украина, будучи конгломератом разных земель с разной культурой, историей и экономикой, за 22 года независимости так и не смогла в полной мере достичь единства этих земель.

Причины того, что ситуация на Украине находится на грани гражданской войны, в первую очередь, конечно, внутренние. Украина, будучи конгломератом разных земель с разной культурой, историей и экономикой, за 22 года независимости так и не смогла в полной мере достичь единства этих земель. Партикуляризм, в особенности галицийский, весьма силен. С точки зрения Львова, остальной Украине не должно быть никакого дела до того, что происходит в Галиции, зато Львову есть дело до всего, что происходит на Украине. Большому миру и единству державы это не способствует.

Само качество правящей верхушки тоже не блестящее, уровень коррупции и кумовства вызывает обоснованное неудовольствие, а то, что оппозиция подвержена сходным грехам — слабое утешение, не всегда способное остановить протесты. Вся публичная политика долгие годы сравнивалась с опереткой, в ходе которой депутаты Верховной рады регулярно вступали в потасовки, дела же государственные велись постольку-поскольку. Можно было утешать себя тем, что лучше бить друг другу морду в парламенте, чем на улице, но, как выяснилось, одно не страхует от другого. Оперетка, к которой все привыкли, может перейти и в кровавую драму.

В условиях весьма сомнительной соборности украинской державы и так непросто разрешать конфликты и принимать взаимоприемлемые решения, но когда к делу подключаются внешние силы, ведущие себя довольно беспардонно, конфликты грозят развиваться уже совсем неконтролируемым образом. Революции и мятежи случались в истории большинства стран, но одно дело, когда это внутренняя сумятица, и другое — когда в конфликт вмешиваются все, кому не лень. Опыт истории показывает, что такого рода смуты обыкновенно протекают значительно тяжелее, и последствия их значительно более печальны.

Между тем Украина еще со времен прошлого кризиса 2004 года, когда первый Майдан привел к тому, что вопрос о власти фактически решался внешним арбитражем, является поразительно открытой страной. Всякая неравнодушная иностранная держава считает своим правом вмешиваться и предписывать украинским властям, как им следует себя вести. Причем, предписания подкрепляются весомыми угрозами.

В настоящий момент наиболее далеко зашли в своих предписаниях США, давно уже ощущающие себя вправе пасти народы, за ними следуют восточноевропейские лимитрофы, всегда солидарные с большим братом. Официальные инстанции ЕС пока что крепятся, но появляются признаки того, что и они присоединятся к американской позиции, которая заключается в том, что никаких признаков насильственного мятежа на Украине нет, а есть мирный демократический протест против кругом виноватого Януковича. Ему следует немедленно прекратить даже слабые попытки противостоять мятежу и сдаться евромайданщикам на полной аккорд, удовлетворив все их справедливые требования.

Это представляет собой полное повторение позиции западных держав во время так называемой "арабской весны" 2011 года. Сейчас эту весну не очень любят поминать, поскольку итог демократизации арабского мира впечатляющ. Одна страна — Ливия — уничтожена полностью, Египет держится из последних сил. Еще в одной стране — Сирии — продолжается кровопролитная гражданская война.

Теперь взоры добрых советчиков обращены на Украину, подождем, как скоро они провозгласят наступление "украинской весны".