Уборка мусора или дерзкий подкоп? На этот счет у жильцов пятиэтажки на Татарской улице и новых владельцев подвала мнения разошлись. Обитатели хрущевки уверены: в доме идет не только незаконная перепланировка, но и разрушение фундамента. Коммерсанты же называют все это обычной уборкой.

Уборка мусора или дерзкий подкоп? На этот счет у жильцов пятиэтажки на Татарской улице и новых владельцев подвала мнения разошлись. Обитатели хрущевки уверены: в доме идет не только незаконная перепланировка, но и разрушение фундамента. По их словам, ночью здание буквально ходуном ходит. Коммерсанты же называют все это обычной уборкой.

"Ушли в подполье", — грустно шутят жители хрущевки в Замоскворечье о соседях-бизнесменах. Но самим им совсем не до шуток — боятся, что из-за бурного расширения магазина и кафе дом сложится, как карточный домик.

"Был обычный подвал, но они все прокопали. Любая подвижка грунта — и дом может рухнуть", — считает житель дома №1/7 по улице Татарская.

"Я думала, это война началась — такие проводятся работы. Это было в половине третьего ночи. Кто был на пятом этаже — будет на первом, а кто на первом — будет на кладбище", — уверена жительница дома Любовь Акифеева.

Жители дома трясут кипой чиновничьих отписок, а сами каждый день содрогаются от шума из подвала. Говорят, ощущение такое, что земля уходит из-под ног в буквальном смысле.

"Из подвала постоянно вывозится земля. Долбят. Спать мы не можем совершенно. 30 контейнеров вывезли, мы считали с балкона", — возмущается жительница дома Людмила Соловьева.

Вывозится земля, по мнению жителей, недалеко — на соседнюю стоянку. Собственное расследование привело москвичей на Садовническую набережную, куда, как они считают, и сбрасывают землю из их подвала. Эти кучи легко можно было принять за ремонтные работы, но странно видеть плитку и куски крашеного бетона в вырытой на улице земле. Бизнесвумен Ольга Липовецкая общаться согласна только по телефону и уверяет, что всего-навсего прибирается в подвале.

"Если в мусоре попадается земля — это нормальная ситуация. Мы выносили мусор. У нас высота потолков по БТИ 3:10, в управе тоже есть эти документы. Ничего там не производится, кроме выноса мусора", — утверждает предпринимательница.

В саму управу, которая, кстати, через дорогу от врастающей в землю хрущевки, ни правоустанавливающие, ни какие бы то ни было еще документы так и не поступили.

"Мы неоднократно давали предписание о предоставлении документов в адрес собственника и прекращении работ. В связи с тем, что доступа нет, и характер производимых работ определить невозможно, нами направлено обращение в межрайонную Замоскворецкую прокуратуру. Прокуратура ведет проверку", — отмечает в интервью программе "Вести-Москва" заместитель главы управы района Замоскворечье Сергей Добровольский.

То ли предписания до собственников бизнеса не доходят, то ли они слишком увлечены своей работой в подполье, но кроме картошки и хлеба из подвальных помещений магазин совершенно бесплатно раздает килограммы презрения.

"Мы запросили у собственника данного нежилого помещения документы. Ответа мы не получили. Производилась выборка грунта, явное углубление подвала с разрушением бетонной стяжки. Для того, чтобы попытаться прекратить работы, мы своими силами ограничивали доступ в подвальные помещения. Но собственник, который производил работы, продолжал срезать наши замки, снимать наши опечатывающие пломбы и производил работы и в ночное и вечернее время", — рассказывает директор ГБУ "Жилищник района Замоскворечье" Иван Богомолов.

Нет-нет, а в разговорах о техподполье на Татарской улице время от времени мелькает слово "самозахват". И действительно, непонятно, как подвал оказался в частных руках, и почему загадочные работы проводятся или, как говорит госпожа Липовецкая, проводились без проекта и согласований.

Симбиозом между бизнесом и жилым домом здесь и не пахнет. Время от времени веет гарью — на вентиляционной решетке кафе видны следы пожара. Местные жители говорят, огонь неоднократно вырывался из подземелья. Непростые отношения коммерсантов с землей видны и на поверхности. Настил для веранды полностью закрыл один из придомовых газонов.