Тема:

Социальные медиа 1 день назад

Музыка на свободе. В России "зазвучал" Facebook, а в США - Google

Общедоступность музыки в цифровых форматах в Сети принципиально меняет работу звукозаписывающего бизнеса. От продажи компакт-дисков рекорд-лейблы переходят к mp3-файлам, в будущем же основным источником их доходов, похоже, станут отчисления за использование музыки от онлайновых сервисов, позволяющих пользователям слушать музыку неограниченно и бесплатно. Песни "отпускают на свободу" не только в США и Западной Европе, где легальная бесплатная музыка в Сети появилась раньше всего, но и в России.

Крупнейшая в мире соцсеть Facebook, еще в сентябре давшая возможность своим пользователям в США бесплатно слушать музыку при помощи сервиса Spotify и ряда других, накануне, как и предполагали Вести.Ru, запустила аналогичную функцию на российском рынке при участии местных аналогов недоступного у нас Spotify. На начальном этапе существует приложение от онлайн-сервиса Zvooq, вот-вот появится и "Яндекс.Музыка".

Зайдя на Facebook и найдя поиском приложение Zvooq, можно в несколько кликов подключиться к нему и слушать музыку из обширного каталога. Сервис сотрудничает с крупными лейблами — Universal, EMI, Warner Music (Sony пока отсутствует), а также с независимыми звукозаписывающими компаниями, среди которых лидеры рынка инди-музыки: Warp, Matador, Sub Pop, Mute, Rough Trade, и множество других. Есть договоренности и с рядом российских рекорд-лейблов. Прослушивать музыку из Zvooq можно неограниченно и бесплатно, но можно также купить любой трек (10 рублей) или альбом (100 рублей) и скачать его себе на компьютер.

Для "социального" прослушивания музыки требуется, чтобы параллельно со страницей Facebook в другой вкладке был открыт Zvooq. Встраиваемого прямо на страницу соцсети модуля у сервиса пока нет. Находясь на странице Zvooq, можно нажать значок в виде шестеренки рядом с названием проигрываемой песни и поделиться ею с друзьями в Facebook, добавив, при желании, комментарий. Песня появится в списке новостей у ваших друзей и подписчиков. Прослушать ее они смогут, если также подключат приложение Zvooq к своему аккаунту в соцсети. Кроме того, если позволить это приложению, оно сможет публиковать в вашем профиле информацию обо всех прослушанных вами песнях в разделе "Последние действия".

Появившаяся у российского Facebook легальная "музыкальная" функциональность заметно отличается от подхода, исповедуемого самой популярной в России соцсетью, "ВКонтакте". Туда все желающие могут закачивать любую музыку, публиковать ее в своих лентах новостей и на "стенах" друзей, слушать опубликованные ими композиции, а с помощью сторонних инструментов — и скачивать к себе на компьютер. Сервис заявляет о готовности немедленно удалять "пиратские" треки по требованию правообладателей, однако очевидно, что большая часть музыки "ВКонтакте" сегодня нелегальная.

Совместное предложение Facebook и Zvooq не только избавляет пользователей от угрозы уголовной ответственности за "пиратские" песни, но и предоставляет куда более удобный интерфейс для прослушивания любимой музыки и обнаружения новой через просмотр предпочтений друзей. В то же время, ассортимент музыки "ВКонтакте" куда больше, да и "население" соцсети в России превышает таковое у Facebook раз в 20. А с российской музыкой в Zvooq пока что вообще беда — нет ни артистов из репертуара "Нашего радио", ни более-менее раскрученных инди-групп, ни шансона с попсой.

Разумеется, происходящее в области "облачных" и "социальных" музыкальных сервисов в России — часть мировой тенденции. У Apple, первопроходца в области торговли музыкой в Интернете, в области социальной музыки дела идут не очень — проект соцсети Ping пока массового интереса у пользователей не вызвал. Недавно запущенному сервису iTunes Match, дублирующему всю музыкальную коллекцию пользователя в "облаке" для доступа с любого устройства и из любой точки мира, также еще предстоит завоевать популярность.

Свое слово в песню о законном освобождении музыки от медвежьих объятий крупнейших рекорд-лейблов внес буквально накануне и интернет-гигант Google. Компания запустила в США сервис Google Music вместе с собственным магазином цифровой музыки — прямым конкурентом iTunes от Apple и аналогичного сервиса от Amazon. Все приобретенные песни хранятся в "облаке" и доступны не только с компьютера через браузер, но и с мобильных устройств через приложения для Android и iOS. А с помощью соцсети Google+ пользователи даже смогут поделиться с друзьями купленной музыкой, дав им возможность однократно прослушать приобретенные треки и альбомы.

Правда, у Google Music есть и свои недостатки. Поисковику удалось заключить контракты лишь с тремя из четырех крупнейших рекорд-лейблов — EMI, Sony и Universal. Warner Music пока на условия Google не соглашается, поэтому купить в онлайн-магазине интернет-гиганта, например, альбомы групп Green Day или Red Hot Chili Peppers не удастся. На Warner приходится около 20% мирового рынка музыки. Если прибавить к этому еще ряд крупных независимых лейблов, чья музыка пока также отсутствует в каталоге Google Music, вероятность не встретить в магазине компании заинтересовавшего исполнителя составляет порядка 25%.

Также по теме:
Apple разрешила легализовать "пиратскую" музыку
Facebook хочет заменить собой радио и телевидение
"ВКонтакте" сдала пиратов правообладателям
Москвичу грозит 6 лет тюрьмы за музыку "ВКонтакте"