Грузия отмечает юбилей фильма "Отец солдата". Лента, снятая полвека назад, считается одной из лучших картин про Великую Отечественную войну. Сегодня благодаря ей республика вспоминает о роли, которую в Великой Победе сыграл грузинский народ. В годы правления Саакашвили память о той войне власти страны старательно вымарывали, но, как выяснилось, их старания были тщетными — люди помнят о страшной цене, которую пришлось заплатить за мир и гордятся подвигами предков.
Полвека назад грузинский режиссер Резо Чхеидзе создал фильм о том, как грузинский крестьянин Георгий Махарашвили ушел на фронт, чтобы найти своего сына. Простая история. О великом подвиге грузин, русских — всех, кто вместе сражался и победил. И так страшно, если вдруг забудут, захотят перечеркнуть, как это чуть не случилось в Грузии несколько лет назад.
"Саакашвили не представлял своего народа. Он был ставленник из какой-то чужой страны", — отметил Резо Чхеидзе.
В 2007 году грузинских ветеранов лишили всех льгот. А потом начали сносить памятники. Но вот памятник отцу солдата, что в Кахетии, уничтожить не смогли — люди не дали, спасли.
"Люди дежурили. Учителя, рабочие приезжали, дежурили. Дети приносили разные сладости, чтобы старику отдать. Люди стояли и защищали памятник, чтобы к нему не подошли", — вспоминает Резо Чхеидзе.
Махарашвили, Майсурадзе, Гелашвили — 4600 фамилий высеченных в камне. Это солдаты и офицеры Гурджаанского района Грузии, которые ушли на фронт, но не вернулись из боя. Каждая грузинская семья пережила потерю. На войну из республики с населением в 3,5 миллиона человек ушло 750 тысяч. В боях погиб каждый второй. Но они знали, за что отдавали жизнь.
Каждый год у могилы Неизвестного солдата в тбилисском парке Ваке собираются ветераны. Они здесь, чтобы помнили те, кто придут на смену. "Это день нашего счастье, наше торжество", — говорят они.
Владимир Деметрашвили бил фашистов на Украине — там, где снова звучат нацистские лозунги. "Я освободил Одессу, Николаев", — рассказал он.
Для них, ветеранов, что прошли ту войну, эта невозможна, немыслима, словно предали тех, кто остался на поле боя.
"Это непростительно для украинского народа, ведь он сильный и умный", — отметил один из ветеранов.
Фотография — все, что осталось в память об отце. Спустя много лет народный артист Грузии Кахи Кавсадзе узнал, как отец в немецком плену пытался спасти не себя, а тех, кто был рядом. Музыканту позволили из пленных, обреченных на смерть солдат набрать грузинский ансамбль.
"Украина проходит тот ужас, который мы прошли в начале 90-х. У них, как и у нас, не хватило мудрости, нашего опыта, чтобы этого не повторять, потому что гражданская война ведет к катастрофе", — уверена Кети Долидзе, художественный руководитель Тбилисского театра киноактера.
Каждый год они поднимают бокалы — за победу, за дружбу и великое прошлое, которое нельзя забыть и зачеркнуть.





















































































