Тема:

Ближний Восток 2 недели назад

Боевики "Исламского государства" все ближе к Турции

В Совбезе ООН – заседание по ситуации на Ближнем Востоке. На встрече будет рассмотрен предложенный США проект резолюции по борьбе с боевиками. Текст документа был согласован с Москвой, поэтому Россия поддержит его при голосовании. Международная помощь, очевидно, уже скоро понадобится и Турции.

В Совете Безопасности ООН вечером 24 сентября — заседание по ситуации на Ближнем Востоке. На встрече будет рассмотрен предложенный США проект резолюции по борьбе с боевиками. Как сообщили в российским МИДе, текст документа был согласован с Москвой, поэтому Россия поддержит его при голосовании. Международная помощь, очевидно, уже скоро понадобится и Турции, куда каждый день тысячами бегут сирийские беженцы. Одновременно с этим все ближе к Турции подступают боевики "Исламского государства".

Все больше оружия, все больше военной техники: Турция вводит в приграничные районы армейскую жандармерию и элитный спецназ. Колонны бронемашин стоят с включенными двигателями прямо на центральной улице города Сурудж, откуда до ближайшей заставы на границе с Сирией — всего лишь 20 километров.

На сирийских рубежах тоже оружие, тоже техника. Бригады так называемого "Исламского государства" продвигаются на север, занимая деревни и населенные пункты сирийского Курдистана. Бои, по некоторым данным, уже идут на улицах крупного и укрепленного курдского города Аль Араб. Бойцы Курдской рабочей партии, ополченцы пешмерга отступают под ударами превосходно экипированных исламистов. Их арсеналы несопоставимы.

"Мы пытались защищаться, но у нас нет оружия, — говорит один из местных жителей. — Нас расстреливают, как мишени в тире".

Те, кто могли сражаться, остались, но десятки тысяч женщин, детей, стариков бежали в соседнюю Турцию — без денег, без лекарств, без теплых вещей, спасая себя и своих близких. "Мы уходили, взяв всего лишь один чемодан, — рассказывает беженка из Сирии Аиша Кескин. — Семья моего брата осталась. Мне сообщили, что их убили сторонники халифата. Я бежала через границу пешком, волоча вещи и грудного ребенка. Сегодня мы живы, но не знаем, что будет с нами завтра".

Юго-восток Турции переполнен беженцами. За годы гражданской войны в Сирии здесь нашли убежище полтора миллиона сирийских арабов. Теперь бегут курды. Их негде принять, негде расселить, нечем кормить. Беженцам пытаются помочь их турецкие соплеменники, проживающие в деревнях и городах северной Месопотамии.

"Я — медсестра. Я взяла отпуск, чтобы помочь этим людям, — говорит Ясмин Арга. — Каждому третьему из них нужна медицинская помощь. Препараты нам привезли бесплатно наши местные аптекари, но их катастрофически не хватает".

Скверы, парки, площади, культурные центры, мечети в Суруджи заполнены людьми. Они стирают, умываются, пьют из садовых шлангов. Они едят хлеб, принесенный местными жителями. Наступает время дождей. И они прячут новорожденных под крышей пустующего клуба, ютясь на бетонном полу в полумраке в страшной тесноте.

На четвертый день непрекращающихся столкновений власти Анкары решили наконец закрыть границу и подогнали в приграничную зону Сирии боевую технику. Это уже не средства для разгона демонстрации — это боевое оружие и боевые патроны.

Страх перед наступающими исламистами настолько велик, что люди уходят, бросая все — дом и нехитрый скарб. Например, мать, которая буквально две недели назад родила двойню, уже забрала своих новорожденных малышей и ушла из Сирии.

Прибывшие недавно рассказывают о бомбовых ударах авиации США, Иордании, аравийских стран. Бьют по колоннам, арсеналам, штабам исламистов. Но, как это бывает в городской войне, неизбежно под огонь попадают и гражданские объекты. Единственный способ спасти жизнь — это бегство.

"Одни пришли нас уничтожать во имя их представления об истинной вере, — рассуждает беженец из Сирии Анвар Елмаз. — Они хотят нас истребить, чтобы создать на нашей земле халифат. Другие собираются нас спасать, но их бомбы разрушают наши дома. Я строил свое жилье всю жизнь. И теперь оно в руинах".

Местные турецкие курды формируют отряды сопротивления, пытаясь переправить их через границу в Сирию. Турецкие власти стягивают войска, надеясь наглухо закрыть рубеж государства, чтобы не допустить на свою территорию пожар чужой войны.