Крым: история одного полуострова

Крым – один из самых известных в мире исторических регионов России. В сознании западного обывателя он связан и с послевоенным устройством мира. Несмотря на то, что сверхдержавы тех времен нанесли России поражение, за победу им пришлось заплатить слишком высокую цену.

Крым — один из самых известных в мире исторических регионов России. В сознании западного обывателя он связан и с послевоенным устройством мира: здесь прошла Ялтинская конференция и Крымская война 1854-го года. Несмотря на то, что сверхдержавы тех времен нанесли России поражение, за победу им пришлось заплатить слишком высокую цену. В память о событиях тех дней одну из главных улиц Парижа назвали Севастопольским бульваром. Сегодня она известна каждому французу. А английские гвардейцы и поныне носят нашивки с названиями крымских городов, где навсегда остались их предшественники, пришедшие в Россию с мечом.

Присоединение Крыма к России в конце XVIII века стало одной из величайших геополитических побед нашей страны за всю ее историю. Сравнить с ней можно было только Петровский прорыв к северным морям через прорубленное на Балтике "окно в Европу". Основатель черноморского флота князь Григорий Потемкин называл Севастополь третьей столицей России. До этого момента Османская империя почти три столетия безнаказанно терроризировала южнорусские земли с помощью своих вассалов.

По подсчетам историков, за 250 лет крымские ханы угнали и перепродали в рабство более двух миллионов жителей России и ее окраин. При том, что все население страны не превышало тогда семи миллионов человек.

Историк Ольга Елисеева отмечает: "Во времена Екатерины, когда Крым и был присоединен, ежегодно из бюджета уходил миллион золотых рублей на выкуп пленных. Это колоссальная сумма для того времени, потому что в начале Екатерининского царствования бюджет страны был 19 миллионов".
Западноевропейские страны с самого начала пытались помешать вхождению Крыма в состав России. Прусский король Фридрих даже посылал своих представителей в Бахчисарай для переговоров о возможном нанесении удара по России. Особенно активно противодействовала присоединению Крыма Франция.

Историк и писатель Вячеслав Лопатин объясняет: "Франция — давний союзник и покровитель Турции — плела интриги, чтобы не допустить присоединения Крыма. Даже предлагала свою помощь, чтобы уладить вопросы. Потемкин в своей записке Екатерине и русские дипломаты дипломатическим представителям в Петербурге сказали, что Франция несколько лет назад захватила Корсику, не обращая внимания на правила. Хотя Корсика не грозила Франции ни разорением, ни захватом людей, ни продажей их в рабство. А Крым грозил. И мы имеем право на свою безопасность".
Первая попытка отторгнуть Крым от России была предпринята западными державами совместно с Турцией уже в 1787 году. Всего через четыре года после основания Севастополя.

Для ликвидации русской военно-морской базы Англия, Швеция и Пруссия пообещали Стамбулу военную помощь и кредиты. Однако в результате блестящих действий черноморского флота, Турция потерпела сокрушительное поражение.

На всю Европу тогда впервые прогремели имена гениальных русских военачальников — Суворова и Ушакова. Война закончилась заключением Ясского мирного договора, по которому Крым и Новороссия на вечные времена закреплялись за Россией. Именно с этого момента началось бурное развитие этого региона.

Вячеслав Лопатин добавляет: "Россия стала хлебопроизводящей державой. Южные степи распахивались и приносили огромные доходы. Это позволило России через 20 лет после деятельности Потемкина выдержать удар Наполеона, который привел за собой половину Европы".

Вторую попытку захватить Севастополь и передать Крым в состав Турции европейские державы предприняли в середине XIX века. После того, как адмирал Нахимов уничтожил весь турецкий флот, Англия и Франция при участии Сардинии и Турции объявили войну России. В 1854 году западноевропейские колониальные войска начали вторжение в Крым. С этого момента имя Севастополя стало достоянием не только русской, но и мировой истории. За 11 месяцев осады англо-французские силы обрушили на Севастополь около миллиона 400 тысяч артиллерийских снарядов и 28 с половиной миллионов ружейных пуль. Этого количества металла хватило бы на несколько военных кампаний в Европе. Среди тех, кто оборонял Севастополь, были гениальный русский писатель Лев Толстой, командовавший батарей на четвертом бастионе, отец адмирала Колчака, основатель русской военной хирургии Николай Пирогов. В знак уважения к мужеству защитников города, французы похоронили русских солдат, погибших на Малаховом кургане вместе со своими убитыми, отдав им воинские почести.

Лопатин отмечает: "Первая севастопольская оборона спасла тогда Крым от присоединения, возможно, к Турции. Вторая севастопольская оборона во время Великой Отечественной войны отвлекла огромные силы нацистской Германии и помогла стратегически удержаться. Вот какой город основал Потемкин. Он по праву носит звание города-героя. Я бы сказал, дважды героя. Редкая судьба".

На знаменах гвардейских полков британской армии и сегодня можно увидеть нашивки с хорошо известными любому английскому офицеру названиями — Севастополь, Альма, Балаклава. До сих пор Балаклавское сражение считается черной датой в истории британской армии. Тогда в результате самоуверенной атаки англичан на русские позиции была почти полностью истреблена целая бригада легкой британской кавалерии. Погибло несколько сотен представителей самых знатных аристократических фамилий Англии. Память об этой катастрофе здесь жива до сих пор.

Возможно, поэтому на днях в британской газете The Independent появилась редакционная статья под характерным заголовком: "Мы не хотим воевать с Россией". По словам ее авторов, история показывает, что любые попытки разговаривать с русскими языком ультиматумов и угроз обречены на провал. "Война с Россией будет бессмысленной войной, которая покончит со всеми бессмысленными войнами", — заявляет издание.

Поэтому никакой альтернативы переговорам с Россией и поиску компромиссов быть не может.