"Манифеста": пятьдесят художников из разных стран вновь штурмуют Зимний

В Санкт-Петербурге открылась европейская биеннале современного искусства "Манифеста". Главной площадкой арт-фестиваля стал Эрмитаж. Специально для "Манифесты" более 50 российских и зарубежных художников создали десятки проектов.

В Санкт-Петербурге открылась европейская биеннале современного искусства "Манифеста". Главной площадкой арт-фестиваля стал Эрмитаж, отмечающий в этом году 250-летие. Специально для "Манифесты" более 50 российских и зарубежных художников создали десятки проектов. Их разместили в двух зданиях Эрмитажа: Зимнем дворце и Восточном крыле Главного штаба. По расчетам организаторов, биеннале должны посетить более полумиллиона человек.

Европейская биеннале современного искусства открывается в России. Главная площадка форума — Государственный Эрмитаж. На биеннале выставлены работы около 50 художников из европейских стран.

Чтобы "обрушить" стену в атриуме Главного штаба, швейцарскому художнику Томасу Хиршхону понадобилось две недели и пять подлинников Малевича, Филонова и Розановой.

"Я верю в силу искусства. Я верю в то, что оно переживет любые катаклизмы. Даже если здания рухнут, оно уцелеет", — считает художник Томас Хиршхорн.

"Манифеста" — один из самых авторитетных арт-фестивалей мира, наряду с Венецианской биеннале. Но в отличие от итальянского форума не имеет постоянной "прописки". Каждые два года ее встречает новый европейский город, в этом году впервые ее принял Санкт-Петербург.

"У нас нет набора имен для олигархов, не те имена, которые все коллекционируют. "Манифеста" выплескивается в город, она живая", — отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Несмотря на свой имперский облик, Эрмитаж всегда был пионером в демонстрации авангарда, подчеркивает Михаил Пиотровский. Потому свое 250-летие начинает отмечать именно "Манифестой". Впрочем, шокировать зрителей это искусство не должно: в Эрмитаже проконсультировались с юристами и выяснили, что законов России экспонаты не нарушают.

"Это самый удивительный музей на свете. Во-первых, потому что это дворец, во-вторых, он уникален своей коллекцией. Я видел все биеннале, но такой не было еще никогда", — подчеркивает Каспер Кениг, куратор Manifesta X, Европейской биеннале современного искусства

Пятьдесят художников из разных стран штурмуют Зимний. Москвичка Елена Ковылина и вовсе собрала небольшую армию для своей видеоинсталляции: 100 человек встали на табуретки перед Дворцовой площадью. Чтобы показать, что такое настоящее равенство. "Мы учли рост: встав на табуретки, люди разного роста образовали одну линию", — объясняет свою задумку Елена Ковылина.

Линию проводят и между Западной и Восточной Европой, такова основная тема "Манифесты-10". Границы между ними стираются, отмечают художники. И произведения, которые были созданы 30 лет назад, обретают новые смыслы. Так, например, в работе немецкого постмодерниста Йозефа Бойса раньше читалось "Как плохо жить в ГДР". Сейчас эти пакеты с крупами в скромных упаковках и гигантский кусок маргарина вызывают скорее ностальгию.

По завещанию Йозефа Бойса, его работу следует выставлять в музеях в тех залах, где экспонируют произведения, созданные между 1818 и 1883 годами, годами жизни Карла Маркса. В Эрмитаже это соблюдают: вокруг немцы и голландцы начала XIX века. Арт-критики иронично заметили, что теперь это похоже на стратегический запас на случая ядерной катастрофы: продуктов питания и пищи духовной. Или такое прочтение: как выглядит искусство современное в контексте классического? Михаил Пиотровский считает, что не выигрышно.