История Кипра – как на ладони

Читать Вести в MAX
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась особая выставка. Впервые там представлена коллекция артефактов древнего Кипра. Этому событию предшествовала титаническая десятилетняя работа. Особое место заняли экспонаты, привезенные в 1945 году из Берлина.

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась особая выставка. Впервые там представлена коллекция артефактов древнего Кипра. Этому событию предшествовала титаническая десятилетняя работа. Особое место заняли экспонаты, привезенные в 1945 году из Берлина.

Совершенно неожиданно в центре Греческого зала Музея изобразительных искусств появился настоящий остров. Остров Кипр. Эта первая и пока единственная кипрская экспозиция в России. Она насчитывает около тысячи экспонатов. Из них лишь малая часть сохранилась в первоначальном виде. Большинство собирать пришлось по частям целых десять лет. Коллекция попала под бомбежку в 1945-м, когда еще хранилась в берлинском музее. После войны ее в качестве трофея переправили в Москву.

"После того, как они были взорваны и горели, они дошли до нас в очень руинированном и сильном обгорелом состоянии. Количество фрагментов иногда достигало 100 и более", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" заведующая мастерской прикладной реставрации ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина" Юлия Устинова.

Сложнее всего было работать со скульптурами. При раскопках археологи нашли только головы. Связано это с древним обычаем разбивать массивные отслужившие скульптуры и захоранивать все их части отдельно. Зато хорошо сохранились карманные фигурки Афродиты и Аполлона. Тысячелетия назад их покупали в основном люди небогатые.

"Человек шел в гости, не имея подарка, и прямо у порога покупал статуэтку, приклеивал к ней голову из набора, которая ему нравилась. Ее подсушивали, и он нес ее дарить", — объясняет ведущий специалист отдела искусства и археологии античного мира, доктор искусствоведения Людмила Акимова.

Сосуды, скульптуры и терракотовые фигуры богов делали немногие кипрские мастера. Но ни точное расположение таких мастерских, ни имена самих мастеров до сих пор не известны.

"Перед нами шедевры, говорящие о самобытности этого анонимного художника. Они не закрыты стеклом, чтобы человек мог увидеть их фактуру и почувствовать на другом уровне", — подчеркивает директор ГМИИ им.А.С.Пушкина Марина Лошак.

Трогать экспонаты все-таки запрещено — слишком велик риск утерять что-то из этой по-настоящему драгоценной коллекции навсегда.

Отреставрированные ценности древнего Кипра теперь можно будет увидеть здесь всегда. Сразу после окончания выставки они станут частью основной экспозиции Пушкинского музея.