Дисквалификация олимпийской чемпионки по спортивной ходьбе Елены Лашмановой за нарушение антидопинговых правил и реакция на это мировой общественности вынуждают ВФЛА принимать "более жесткие и болезненные решения". Об этом заявил глава федерации Валентин Балахничев.

Дисквалификация олимпийской чемпионки 2012 года и чемпионки мира по спортивной ходьбе Елены Лашмановой за нарушение антидопинговых правил и реакция на это событие мировой общественности вынуждают Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики принимать "более жесткие и болезненные решения, чем раньше". Об этом заявил глава ВФЛА Валентин Балахничев.

"Глупо не признать: в российской спортивной ходьбе существуют проблемы, — сказал Валентин Балахничёв. – После сообщения о дисквалификации Елены Лашмановой я получил два письма – от председателя комитета по спортивной ходьбе Международной ассоциации легкоатлетических федераций, олимпийского чемпиона Маурисио Дамилано и председателя комитета по спортивной ходьбе Европейской легкоатлетической ассоциации Луиса Салади. Они изложили ряд фактов, которыми мы не можем пренебречь, попросили провести тщательное расследование и принять необходимые решения".

"Точка невозврата" пройдена, утверждает Балахничев: "Мы должны остановить процесс распространения и употребления допинга в российской лёгкой атлетике. Я не могу сказать, что предыдущие годы мы не вели борьбу с допингом. Спортсмены, нарушившие антидопинговые правила, дисквалифицировались. Но в отношении персонала спортсменов (тренеров, врачей, менеджеров) мы использовали более мягкие инструменты – разговоры, убеждения, предупреждения".

"Конечно, российское законодательство не даёт общероссийским общественным организациям, которой является ВФЛА, возможности проводить полноценное расследование. Да и компетентным органам достаточно сложно собирать необходимые свидетельства и доказательства. Однако мы, конечно, о многом знаем и ещё о большем догадываемся. Мы продолжим бороться с допингом. Но теперь вынуждены будем использовать более жесткие и болезненные методы", — признается президент ВФЛА.

Федерация, по словам ее главы, в конечном итоге может сама выносить наказания: "И они достаточно болезненные для тех, кого мы будем наказывать. Повторю: сейчас в конечном итоге страдает только спортсмен, которого уличили в нарушении антидопинговых правил. Как правило, спортсмен берёт на себя всю вину, поэтому доказать причастность к нарушению окружения спортсмена практически невозможно. Однако когда в нарушении антидопинговых правил уличают нескольких или многих воспитанников одного и того же тренера, совершенно очевидно: это система, мы должны обратить внимание на этого тренера, на эту группу".

"Более того, Антидопинговые правила IAAF настаивают на проведении таких расследований и наказания представителей окружения спортсмена, которые злоупотребляют его доверием, — сказал Балахничев. – Есть такое понятие: признак состава преступления. Многократное злоупотребление спортсменами одного и того же тренера – это явный признак состава преступления. И мы на основании уже одного этого факта можем принять адекватные меры, которые есть в нашем арсенале. Например, исключить из списочного состава сборной России; не включить в состав делегации, выезжающей на соревнования; рекомендовать субъектам РФ принять административные меры в отношении тренера".

"Я прекрасно понимаю, что нахожусь в непростом положении. С одной стороны, я нуждаюсь в хороших тренерах, завишу от специалистов, которые дают результат. Но с другой стороны, я должен наказывать этих хороших тренеров и дающих результат специалистов по косвенным причинам. Сейчас я понимаю: такие решения нужно было начать принимать уже давно. И дальше мы не можем двигаться путем постоянной защиты, как это представляется, интересов российских спортсменов. Повторю: точка невозврата пройдена. Мы несём полную ответственность за то, что происходит", — считает глава федерации.

"При этом я считаю, что конкретные действия, всё-таки, необходимо начать со встреч с нашими тренерами, менеджерами, ведущими спортсменами. Мы, конечно, уже много раз общались на заданную тему. Но так как нас не услышали, так как допинговые скандалы продолжаются – я считаю необходимым лично донести, что действия федерации станут более жесткими и конкретными. Сейчас мы анализируем все нарушения антидопингового законодательства, которые случились с российскими легкоатлетами за последние несколько лет. И по отношению к тренерам, воспитанники которых неоднократно были дисквалифицированы, будут применены санкции", — утверждает функционер.

"А конкретные фамилии и степень наказания смогу назвать, когда решения будут уже приняты. Обещаю, мы не станем затягивать, — говорит Балахничев. – Я уверен: не должно быть двойных стандартов, мы не должны кого-то наказывать, а кого-то миловать. Двойные стандарты приводят к эйфории вседозволенности и, как следствие, к колоссальным допинговым скандалам, которые преследуют нас на протяжении последних лет. Поэтому поиск каких-то компромиссов и половинчатых решений невозможен".

Президенту ВФЛА напомнили, что после новости о дисквалификации Лашмановой министр спорта Виталий Мутко высказался так: "Если люди взяли на себя ответственность за развитие легкой атлетики в стране, они должны отвечать за всё происходящее. Если неспособны – уходите".

"Я с себя ответственность никогда не снимал – ни за результаты сборной России, ни за допинговые скандалы, — поясняет Балахничев. – Если министр посчитает необходимым – я уйду, нет проблем. Можно найти виноватого, наказать его и думать, что проблема решена. Но так ничего не изменится. Нужно действовать. Сейчас ответственность – не главное. Важнее ответственности – желание, знание и умение исправить ситуацию. И я считаю, что у меня достаточно этих качеств, чтобы решить проблему допинга в российской лёгкой атлетике".