Россия продолжает бороздить космические просторы. Интервью с Александром Волковым

Президент Удмуртской республики Александр Волков
Президент Удмуртской республики Александр Волков
12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. Полет Юрия Гагарина, подготовка к нему и первые послеполетные дни все больше обрастают легендами, хотя сохранилось немало документальных свидетельств, в том числе и архивных кинопленок, шаг за шагом фиксировавших события апреля 1961 года.

12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. Полет Юрия Гагарина, подготовка к нему и первые послеполетные дни все больше обрастают легендами, хотя сохранилось немало документальных свидетельств, в том числе и архивных кинопленок, шаг за шагом фиксировавших события апреля 1961 года. О первом полете человека в космос и об особенностях службы космонавтов Анатолий Кузичев беседовал с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза, главой администрации "Звездного городка" Александром Волковым в эфире радио "Вести ФМ".

Кузичев: Итак, с нами на прямой связи Александр Александрович Волков. Добрый день.

Волков: Добрый день.

Кузичев: Наше (в смысле России, СССР – как угодно) первенство в этой области до какого-то времени было совершенно очевидным, явным и неоспоримым. А сейчас, так сказать, понятно, что это в каком-то смысле задним числом признание наших заслуг, но, к сожалению, это не признание нашей нынешней роли в космической отрасли на планете. Так?

Волков: Я думаю, что не так.

Кузичев: Это хорошо. Расскажите, почему.

Волков: Все же нельзя сказать, что сегодня мы отстали в космосе. Нет, совершенно нет. Я просто не хочу даже это, не могу это сказать. Потому что космонавтика наша сейчас на очень хорошем уровне, на очень хорошем уровне, особенно в области пилотируемой космонавтики. Я вообще как космонавт больше, наверное, буду про пилотируемую говорить, не про спутники, не про те аппараты, которые нам делают связь, метео и так далее, GPS всякие, ГЛОНАССы, а вот именно пилотируемая космонавтика.

Сейчас у нас замечательная станция, совместно с американцами собранная, но основные модули и первый модуль этой станции сделаны на наших заводах, на российских, и выведены первыми в космос. Потом уже американцы пристроили свой модуль с системой жизнеобеспечения, которую они купили у нас, то есть у них своей системы жизнеобеспечения не было. Станция космическая "Мир", которая была до этого, она 15 лет проработала на орбите нашей Земли, она показала то, что мы очень-очень долго можем жить в космосе. У американцев же пилотируемый был только "Шаттл". "Шаттл" максимум мог находиться на орбите Земли не более 18 суток. Вот вам о том, что мы отстали.

Кузичев: Вот и сравнивайте. Да, понятно.

Волков: У них была последняя станция, она в 70-х годах летала, и эта станция максимум проработала в космосе три месяца. И вот возьмите - месяца и 15 лет. Сейчас основа этой станции международной космической, которая на орбите Земли, составляют наши модули и модули, которые сделаны американцами, Европейским космическим агентством, сделаны Японией. Они уже пристыковывались к нашим основным базовым модулям. И вот сейчас этот огромный комплекс работает совместно с первыми модулями, которые мы запустили. А система жизнеобеспечения, можно сказать, наша советско-российская.

Кузичев: А в чем еще мы сильны, Александр Александрович? Вот, видите, вы говорите, что систему жизнеобепечения американцы у нас купили, потому что у них своей нету.

Волков: И не только.

Кузичев: А что еще? Вот чем еще мы сильны в космической области.

Волков: Я говорю про пилотируемую космонавтику. Обыкновенная вещь такая, как тот же туалет, простейшая.

Кузичев: В туалетах мы тоже лидируем?

Волков: Не только в этом. Я вам просто говорю, я простые вещи вам рассказываю.

Кузичев: Нет, ну интересно. Александр Александрович, вы поймите, для вас простые вещи – для нас это такая экзотика, так интересно! Поэтому вы уж поподробнее, извините.

Волков: Я вам здесь вот такой простой пример скажу. Чтобы на "Шаттле" космонавту сходить в туалет, он должен открыть панель как на компьютере, на ноутбуке, набрать там что-то, и потом можешь выполнять действия.

Кузичев: Прямо страшно представить, что он там набирает на клавиатуре.

Волков: Вот, да. А у нас проще простого: открыл крышку, и все заработало. То есть сделано очень просто и надежно. Вот это простейший пример как бы привожу. Я с мелочей почему, я не говорю о научной аппаратуре, которая находится на нашей станции, на модулях на всех – на японском, на американском, на европейском. Она прекрасная аппаратура, прекрасная аппаратура всех стран, она замечательно работает и очень большую пользу приносит. Но самое вот это вот начало, на чем она вся крепится, как она живет, как люди могут жить, чтобы ее обеспечивать и обслуживать, вот это первенство у нас.

Интервью с Александром Волковым слушайте в аудиофайле 

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"