Тема:

Илья Фарбер 10 лет назад

Скандал в селе Мошенка: первая победа Ильи Фарбера

Новый поворот в громком деле сельского учителя Ильи Фарбера, которого за взятку приговорили к восьми годам в колонии строгого режима. Верховный суд России отменил приговор и направил дело на повторное рассмотрение.

Новый поворот в громком деле сельского учителя Ильи Фарбера, которого за взятку приговорили к восьми годам в колонии строгого режима. Верховный суд России отменил приговор и направил дело на повторное рассмотрение.

Дело и так темное, а тут еще и свет отключили — в тверском СИЗО, где находится Илья Фарбер. Заседание Верховного суда в Москве даже думают перенести на другой день. Адвокат звонит в СИЗО, но там говорят, что свет есть. Объявляют перерыв и с трехчасовым опозданием все-таки приступают к рассмотрению дела.

Эта, теперь уже во всех смыслах темная история, началась еще в 2010 году, когда выпускник ГИТИСа Илья Фарбер переехал из подмосковного Красногорска в маленькую тверскую деревню Мошенка.

Он устроился работать учителем. Сначала местные обрадовались – образованный, интеллигентный, всегда здоровается, женщинам дарит цветы. Но потом насторожились – не задает ученикам домашние задания, преподает по какой-то своей, новой программе, устраивает внеклассные мероприятия, которые иногда заканчиваются поздно вечером. Местный депутат Елена Фокина взяла фотоаппарат и пошла в школу, чтобы все происходящее зафиксировать на пленку. За что, говорит, получила по рукам: "Он ударил меня по рукам, даже шишка осталась. Конечно, я его привлекла. Я написала на него в полицию".

Но тогда все закончилось миром — Фарбер извинился, и дело не завели. Сел он позже, и совсем по другой статье. В 2011 году приезжего учителя назначили директором дома культуры, и тут он решил провести настоящую культурную революцию. Пообещал превратить Мошенку в туристический центр Тверской области и начал ремонт клуба, мечтал построить трехэтажный развлекательный центр с кинотеатром и гостиницей. Местные недоумевали, зачем он нужен в деревне.

Но Фарбер все равно спешил взяться за работу, а вот руководитель компании-подрядчика Юрий Горохов не спешил давать на это деньги, хотя из госбюджета было выделено 2,5 миллиона рублей. Фарбер, по его словам, заняв у всех, у кого мог, сам вложил в стройку деньги. Через несколько недель подрядчик предложил рассчитаться, пригласил к себе в офис, в Тверь, отдал деньги, а позже обвинил в вымогательстве. Предоставил запись диктофона. По хрусту купюр, прокурор, видимо, обладающий особым слухом, способным различить номинал купюры, высчитал сумму взятки.

В качестве доказательства на суде он представлял аудиозапись, на которой слышен шелест, похожий на хруст денежных купюр. Он насчитал 30 "хрустов" по пять тысяч. Получается 150 тысяч рублей.

Взятка плюс злоупотребление должностными полномочиями. По двум статьям Фарбера в августе оштрафовали на три миллиона и приговорили к восьми годам в колонии строгого режима. Теоретически могли дать и больше, по закону — до 12 лет.

Вот только в реальной судебной практике обычно по таким делам в нашей стране приговоры гораздо мягче. Для сравнения: в Сахалинской области за взятку в 130 тысяч рублей руководитель регионального казначейства получил три года условно и штраф в четыре миллиона, в Москве за взятку в 1,5 миллиона преподавателя университета приговорили к трем годам условно. Тот же срок — у смоленского налогового инспектора за вымогательство 600 тысяч рублей.

Суровость наказания не соответствует тяжести преступления, настаивали адвокаты Фарбера, подавая кассационную жалобу. Также указали на нарушения в ходе судебного процесса. Перед вынесением приговора в августе судья посоветовал присяжным, которые рассматривали дело, "не обращать внимания на показания подсудимого". Самого его при оглашении приговора по непонятным причинам из зала удалили. Также суд не принял во внимание ряд смягчающих обстоятельств. Во-первых, слабое здоровье Ильи Фарбера. "У него же микроинфаркты были, а теперь я вижу, еще с руками что-то. Может быть, и микроинсульт", — рассказала мать преподавателя.

Во-вторых, он отец троих детей, двое из которых несовершеннолетние. Средний, восьмилетний Савва, теперь на попечении деда. У Исаака Анатольевича пенсия – 8,5 тысяч рублей. Старший сын Ильи Фарбера, 19-летний Петр, вместо того, чтобы учиться, теперь работает. И при этом не пропускает ни одного суда. Был и на заседании Верховного, в Москве, в среду. Результат – для Ильи Фарбера первая маленькая победа. Судебная комиссия определяет приговор от 10 августа 2011 года отменить и направить дело на новое разбирательство в Тверской областной суд. Первое заседание пройдет в начале следующего года. Его Илья Фарбер будет дожидаться по-прежнему в СИЗО, он оставлен под стражей пока до 28 февраля.