Половинчатые меры: права женщин согласуют с шариатом

Сегодня были объявлены окончательные результаты голосования по проекту новой египетской конституции. Хотя она была принята большинством голосов, оппозиция уже заявила, что собирается опротестовать принятие нового основного закона страны.

Согласно данным, обнародованным Высшей избирательной комиссией Египта, за проект новой конституции проголосовало 63,8% избирателей. При этом явка была низкой – всего 33%. Напомним, действующий президент Египта Мухаммед Мурси набрал свои 51,5% голосов при явке 46,4%. Столь низкая явка не в последнюю очередь объясняется протестами, которые охватили Египет в конце декабря, после того, как президент Мурси обнародовал новую конституционную декларацию, дающую ему практически неограниченные полномочия. Две недели спустя, 9 декабря, под давлением оппозиции президенту пришлось отменить скандальную декларацию, но другие требования своих оппонентов – перенести проведение референдума и добиться консенсуса в спорных статьях – выполнены не были. Несмотря на это, конституция была одобрена большинством голосов, а, значит, вступила в силу. Представители оппозиции уже вышли на улицы против новой конституции, которая, по их мнению, возвращает страну в прошлое.

Чем она отличается от конституции 1971 года? В первую очередь, ограничением президентского правления. Теперь один человек не может занимать президентскую должность больше двух раз (вообще, а не подряд). А вот высшему военному руководству удалось сохранить часть привилегий, которые они имели при Мубараке – так, министр обороны может быть назначен только из офицерского состава, а в состав комиссии по парламентскому надзору за военными расходами, обязательно должны входить представители армии. Ограничены права военных судов: в статье 198 указано, что " Гражданские лица не могут быть преданы военному суду за исключением случаев, когда они совершили преступления против вооружённых сил, определённые законом".

Что касается гарантий прав и свобод, то они, по большей части, остались прежними. Конституция гласит, что "Все граждане равны перед законом и равны в основополагающих правах, и не могут подвергаться дискриминации за различия в половой принадлежности, происхождении, языке, религиозным убеждениям, мнениях, социальном статусе или дееспособности". Однако из конституции исчезла статья о равенстве мужчин и женщин, зато появилась статья 81, в которой указано, что "Права и свободы не должны противоречить главе о Государстве и Обществе этой Конституции". И таких оговорок в новом основном законе довольно много.

Вторая глава, регламентирующая соотношение законов государства с нормами шариата осталась без изменений: "Положения шариата являются основным источником законодательства". Несмотря на то, что могут быть и другие источники, акцент в новой конституции смещён именно на исламское право: в статье 219 указано, что "принципы шариата должны толковаться на основе Корана и Сунны духовными лидерами университета и мечети Аль-Азхар", одного из старейших университетов исламского права в мире. Совсем недавно преподаватель Всемирного совета мусульманских учёных Юсуф аль-Кардави, входящий в Высший совет учёных Аль-Азхара заявил: "Дни Израиля сочтены. Бог может оставить угнетателя безнаказанным на некоторое время, но когда время суда придёт, никакого спасения не будет". Пока трудно прогнозировать, какое влияние могут оказать взгляды аль-Кардави на формирование египетского законодательство. Однако уход от светского характера государственности можно констатировать уже сейчас.

Деятели оппозиции указывают и на другие "подводные камни" новой конституции – так, в статье 10 указано, что "Государство и общество должны посвятить себя сохранению истинной природы египетской семьи", что многими рассматривается как попытка оградить страну от перемен. Конституция также содержит статью о клевете – оппозиционеры считают это явным наступлением на свободу слова. К тому же, несмотря на то, что конституция гарантирует равенство представителям трёх так называемых авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), в ней ничего сказано о последователях других религий и атеистах. Статья 44 запрещает любое оскорбление пророков, при этом юридическая коллизия со свободой слова, зафиксированной в статье 45, никак не объясняется.

В целом, если вынести за скобки статьи, посвящённые полномочиям президента, новая конституция Египта носит более консервативный характер, чем её предыдущая версия 1971 года. Это означает, что в скором времени мы увидим в Египте ускоренную исламизацию под государственным контролем, которой на заре "арабской весны" так опасались эксперты. Чего не смогла сделать конституция, так это объединить расколотое египетское общество, "активное меньшинство" которого никак не может смириться с религиозным характером, который приобретает власть. И судя по всему, по мере легитимизации исламистов Мурси и конституции, которую они приняли без участия своих оппонентов, сопротивление их наступлению на светские ценности будет только усиливаться.