"Специальный корреспондент" расскажет все о лекарствах

В программе "Специальный корреспондент" на телеканале "Россия 1" расскажут, чем лечат у нас в стране тяжелобольных и льготников, кто решает, какие лекарства и где приобретает пациент, а главное – почему ключевой фигурой в назначении препарата является не врач, а дистрибьютор.

В программе "Специальный корреспондент" на телеканале "Россия 1" расскажут, чем лечат у нас в стране тяжелобольных и льготников, кто решает, какие лекарства и где приобретает пациент, а главное — почему ключевой фигурой в назначении препарата является не врач, а дистрибьютор. Ответы на эти вопросы — в очередном журналистском расследовании Александра Бузаладзе "Ничего личного".

Миша с виду — обычный ребенок, умный и бойкий, однако перед тем, как съесть хотя бы йогурт, киндер-сюрприз или бутерброд, малыш должен проглотить таблетку — иначе не сможет переварить пищу. Еще он зависит от муколитиков, антибиотиков, пилюль, улучающих работу печени, и от ингаляций (они имеют особое значение). У Миши — муковисцидоз.

В Петербурге такие пациенты, как Миша, получают лекарство по льготным рецептам. То есть получали. До тех пор, пока чиновники ответственные за закупки, не внедрили в схему лечения другой препарат — дженерик (дженериками называют легально изготовленные лекарственные копии).

Руководитель российского центра диагностики и лечения муковисцидоза Николай Иванович Капранов — главный российский специалист по мишиной болезни. О новом дженерике он узнал одновременно с пациентами. "Двое тяжелобольных получали этот препарат, — рассказал он. — В одном случае препарат оказался не эффективным, были побочные нежелательные эффекты, но больного удалось спасти, а одна девочка в подростковом возрасте просто погибла, получая этот препарат".

На вопрос — закупается ли сейчас этот препарат – Николай Капранов отвечает: "Да, закупается и так же насильно, я бы сказал, рекомендуется выписывать нашим больным".

Как российские пациенты оказываются "приговоренными" именно к таким препаратам? Лекарства для стационаров и льготников закупаются посредством аукционов. За бюджет бьются, к примеру, 24 парацетамола. Победу одерживает самый дешевый лот.

"Вероятность появления на нашем рынке качественных дженериков в такой ситуации стремится к нулю", — констатирует руководитель отделения пересадки почки РНЦХ имени академика Петровского РАМН Михаил Каабак.

Впрочем, главные игроки государственного фармрынка — это вовсе не производители, а оптовики. В России из бюджетной кормушки кормятся (внимание!) больше 1 200 дистрибьюторов. Для сравнения: в Америке 60% рынка держат всего 3 дистрибьютора, в Европе — 5 .

"Если нас загоняют в те рамки, что для заказчика важна только цена, то, соответственно, для поставщика важна тоже только цена, — рассуждает дистрибьютор лекарственных препаратов Вадим. — Ему нужно победить, выиграть, соответственно, дальше существовать. Соответственно, на второй план уже качество продукции уходит, это уже никого не волнует".

"Крайне много сегодня проходимцев на этом рынке, крайне много тех, кто хочет урвать в одночасье какой-то кусок для себя, — добавляет директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. — Заработать здесь и сейчас, плевать они хотели на российских пациентов".

Программу "Специальный корреспондент" смотрите на телеканале "Россия 1" во вторник, в 23:25.