Оклахома как Хиросима: торнадо сравнили с атомной бомбой

Американские власти подсчитывают ущерб от торнадо, который пронесся над Оклахомой. Называют сумму 3 миллиарда долларов — для стихийных бедствий это чуть ли не рекорд. Там, где раньше были жилые дома, школы и магазины, сейчас руины, спасатели ищут выживших, помогают пострадавшим.

Американские власти подсчитывают ущерб от торнадо, который пронесся над Оклахомой (ФОТО). Называют сумму 3 миллиарда долларов — для стихийных бедствий это чуть ли не рекорд. Там, где раньше были жилые дома, школы и магазины, сейчас руины, спасатели ищут выживших, помогают пострадавшим. В списке погибших, по меньшей мере, 24 фамилии. Раненых — сотни.

Картину разрушений предместья Оклахома-Сити с последствиями применения оружия массового поражения стали сравнивать еще по первым страшным кадрам. Сила этого поражения уже вычислена. Торнадо, прошедший по городку Мур, действовал как восемь бомб мощностью с хиросимскую.

"Это было ужасно, но Бог был с нами. Нам было очень ужасно", — признается жительница Мура Хэзер. Сейчас она вывозит уцелевшие вещи из дома, который, как и остальные в округе, сровняло с землей, когда невиданной силы смерч (320 километров в час) обрушился на их квартал.

Мур, как и многие города Среднего Запада, стоит на так называемой Аллее торнадо. Небольшие смерчи в это время года тут случаются чуть реже обычных гроз. Ситуации, когда они превращаются в опасную стихию, конечно, редки. Но все же не так, чтобы вовсе не задумываться об их последствиях. Для Мура за 15 лет — это пятый торнадо.

На Среднем Западе редко строят капитально, кирпичных домов здесь мало. Те, что оказались на пути торнадо, превратились буквально в щепки. Удивительно, как вообще тут кто-то сумел уцелеть. Машины выглядят как пропущенные через мясорубку.

Начальная школа "Тауэр Плаза", в отличие от беспечных домовладельцев, казалось, должна была быть готова ко всему. Но, несмотря на отчаянный героизм учителей — они телами накрывали учеников, в списке погибших — семь детей. Судьба еще двадцати (очевидно, погребенных под руинами) точно не известна. Теперь выясняется, что противоторнадное убежище школа элементарно не могла себе позволить.

Вторые сутки днем и ночью на месте идет спасательная операция. Те, кто ее ведет, очевидно, устав от многочисленной прессы, решают окончательно перекрыть доступ к разрушенной школе.

Первая реакция городских служб граничила с растерянностью. В городе какое-то время царил хаоc. Более или менее точное количество пострадавших проясняется лишь теперь. Погибших порой считали дважды и даже трижды, не перепроверяя заносили в статистику. Отсюда и цифра в 90 и более жертв.

Здание медицинского центра в Муре, которое уже ломают, считалось одним из самых крепких и самых новых в городе. Но госпиталь не простоял и пяти лет. Пациентов, к счастью, успели эвакуировать накануне торнадо. А вот парковка перед госпиталем превратилась в настоящее кладбище автомобилей.

В городе уже появились агенты ФБР. Расследование (нет сомнений, что оно началось) идет по горячим следам и сразу по нескольким направлениям. Сигнал тревоги к кому-то пришел с запозданием. Да и убежища (вещь в оклахомском хозяйстве жизненно необходимая) тут есть не у всех.

Одна из трагедий произошла на местной заправке. Когда налетел смерч, молодая учительница с грудным ребенком как раз заехала в магазин. Женщина попыталась спрятаться в морозильной камере, накрыв собой ребенка. Оба погибли под завалами. Впрочем, есть и случаи счастливого спасения. Журналистам удалось поймать момент встречи матери с сыном, который находился в той самой "Тауэр Плаза". Мальчик считался пропавшим без вести.

Тем временем в страховых компаниях перебирают статьи убытков. Ущерб от торнадо там оценили уже в три миллиарда. Мэрии, которой придется восстанавливать половину коммуникаций, обещана помощь федеральных властей.