Журналистская неприкосновенность: защита или "отрыв от общества"?

Депутат Михаил Сердюк предложил защитить журналистов с помощью неприкосновенности. В Госдуме задумались над возможными поправками в "Закон о СМИ", которые позволили бы работникам СМИ получить такой статус. Впрочем, правозащитники и сами журналисты неоднозначно оценивают такую возможность.

Представитель партии "Справедливая Россия" Михаил Сердюк предложил защитить журналистов с помощью неприкосновенности. В нижней палате российского парламента задумались над возможными поправками в "Закон о СМИ", которые позволили бы журналистам получить такой статус.

По мнению Сердюка, это оградило бы работников СМИ от "произвола", который "чинят люди в погонах". Предполагается, что неприкосновенность усложнит процедуру возбуждения уголовных и административных дел в отношении журналистов.

"Да, многие возбуждаемые дела не доходят до суда, но с точки зрения давления на журналистов эта схема работает. Поэтому необходимо перевести возбуждение уголовных или административных дел в отношении представителей СМИ под ответственность и надзор прокуратуры", — приводит слова Сердюка газета "Известия".

Сегодня соответствующим статусом обладают только высшие должностные лица, политики, занимающие выборные посты, адвокаты, аудиторы и члены избирательных комиссий. Чтобы, например, возбудить дело в отношении депутата Госдумы, в нижнюю палату должен обратиться генпрокурор. По замыслу автора законопроекта, с журналистами дело будет обстоять несколько проще. Чтобы привлечь к ответственности работника СМИ, правоохранительные органы должны будут получить разрешение у прокурора того города, в котором живет или работает журналист.

Впрочем, правозащитники и общественные деятели неоднозначно оценивают инициативу Сердюка. Ее уже прокомментировали в Общественной палате и в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Член ОП и СПЧ РФ, телеведущий Николай Сванидзе, отметил: "У меня двойственное отношение к этой инициативе. С одной стороны, это может защитить журналистов, особенно молодых, без имени, которые только начинают свой путь. С другой стороны, в глазах общества это будет означать присоединение журналистов к касте депутатов, чиновников, людей в погонах". По его мнению, это может вызвать в обществе неприязнь журналистам. А при неприязненном отношении общества формальная неприкосновенность будет слабой защитой для работников СМИ, заключил Сванидзе. По его мнению, опасно такое предложение и тем, что предоставив такой статус, "государство начнет регулировать, кого считать журналистом, а кого нет".

Его коллега Павел Гусев, председатель Союза журналистов Москвы, также прокомментировал предложение депутата. Он отметил, что идею Сердюка поддерживает, но начинать защиту журналистов надо не с этого.

"Прежде всего, чтобы защитить журналистов, необходимо расследовать до конца те преступления, которые были совершены против них: нам до сих пор неизвестны имена убийц Холодова, Листьева и многих других. Реальные убийцы и заказчики должны быть найдены и наказаны", – приводит слова Гусева сайт Общественной палаты.

В целом же, по мнению Гусева, неприкосновенность может защитить журналистов – особенно "в регионах, где их преследуют и властные, и коммерческие структуры". Так или иначе, добавил он, текст поправки, которая будет устанавливать такой статус для работников СМИ, нужно будет подробно изучить вместе с экспертами.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что подобное предложение депутатов закономерно. В интервью "Миру 24" политолог пояснил, что за последний год руководство страны предприняло действия, которые можно назвать "закручиванием гаек" в отношении СМИ, особенно – интернет-изданий. "Власти понимают, что в новых условиях нужно дружить с творческой корпорацией, прежде всего, со СМИ. Сейчас в новых условиях власти необходимо действовать больше пряником, чем кнутом", – отметил он.

По мнению Салина, руководство страны таким образом пытается послать сигнал о готовности выделить журналистов в особо привилегированную корпорацию, у которой будет особый процессуальный статус. "Но здесь все дело в механизме предоставления иммунитета и в границах этого иммунитета", – добавил эксперт.

А глава Союза журналистов России Всеволод Богданов поддержал предложение депутата. Правда, по словам Богданова, он не верит, что такой закон будет принят.

"Я был бы счастлив, но я не верю, что парламент примет такой закон, поскольку вокруг статуса журналистов прочно закрепилось мнение о том, что они пишут исключительно заказные статьи", – сказал он в эфире "Русской службы новостей".

Тем не менее, по мнению Богданова, и социальный, и правовой статус журналиста в России довольно низок, поэтому дополнительная защита работникам СМИ не помешала бы. "Журналист – это глаза и уши общества, они должны хорошо видеть и слышать, чтобы личность и общество не теряли доверие к миру", – подчеркнул глава СЖР.