Банкротство авиакомпании: что делать туристам?

По последним данным, 99 россиян не могут вернуться на родину из Сицилии. Виной всему – банкротство авиакомпании Wind Jet. Бюджетные перевозчики нередко становятся банкротами. Что делать в таких случаях? Как возместить расходы, если вы покупали билеты у авиакомпании, а не путевку у туроператора?

По последним данным, 99 российских туристов не могут вернуться на родину из Сицилии. Виной всему — банкротство авиакомпании Wind Jet. Как сообщает РСТ, часть россиян уже удалось посадить на другие рейсы. Всего вылететь не могли порядка полутора сотен наших соотечественников. Перевозчик прекратил полеты в самый разгар туристического сезона.

Каким образом вести себя россиянам, если авиакомпания внезапно оказывается банкротом? Об этом в интервью "России 24" рассказала член Ассоциации юристов России Анна Бурдина.

По ее словам, если вы застряли в заграничном аэропорту, выходов тут не так много: либо доплачивать и приобретать билеты других перевозчиков, либо дожидаться поддержки от российского консульства и посольства. "Естественно, так как авиаперевозчик оказался банкротом, возникают проблемы с предоставлением питания и гостиницы. Насколько оперативно сотрудники консульской службы будут решать эти вопросы, трудно сказать", – отметила юрист.

Впрочем, как сообщает российское посольство в Италии, дипломаты следят за ситуацией и оказывают содействие российским пассажирам, застрявшим в Катанье. Об этом говорится на странице ведомства в "Твиттере". В посольстве создана оперативная группа по решению вопросов россиян.

Поэтому оптимальный выход – занимать деньги или просить, чтобы родственники прислали денежный перевод, и все-таки улетать. Что же касается туристов, которые уже доплатили за перелет, здесь ситуация неоднозначная. Если они приобретали путевки через туроператоров, то им будет легче возместить расходы. "Они смогут предъявить стандартную претензию и либо сами турагенты, либо страховщики будут возмещать", – отметила Анна Бурдина.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе также заверяет, что россияне вполне могут рассчитывать на туроператоров — последние уже занимаются решением их проблемы. "Во всех случаях, когда туристы страдают от банкротства нашей или иностранной компании, когда они пользуются услугами туристических компаний, какая-то компенсация у них будет", — поясняет Ломидзе в интервью радиостанции "Вести ФМ".

Другое дело, туристы, которые покупали билеты самостоятельно — в кассах или через Интернет. "Если они пользовались услугами систем бронирования и так далее, компенсации точно не будет. По крайней мере, в нашем законодательстве это так", — отметила представитель АТОР.

Юрист Анна Бурдина отмечает: теоретически, у таких туристов есть возможность возместить затраты, но оно того не стоит. "Так как авиакомпания – это иностранное юридическое лицо, банкротство будет вестись в соответствии с законодательством Италии. Это достаточно сложный процесс. Более того, судебные процессы на Западе в принципе дорогостоящие. Естественно, стоимость билетов, которые приобретались у низкобюджетного перевозчика, несопоставима со стоимостью судебного процесса", – пояснила эксперт.

Туристам, которые покупали билеты самостоятельно, нужно выяснить, есть ли в России представительство обанкротившейся компании и попробовать подать письменную претензию. Если такого представительства или филиала нет, то можно написать письмо итальянскому перевозчику – например, через интернет-сайт. Хотя, сайт Wind Jet в данный момент не работает. Так что возместить убытки в этом случае будет непросто.

Ситуация с Wind Jet – уже не первый случай, когда компания-лоукостер признает себя банкротом. Анна Бурдина напомнила, что туристы, предпочитающие услуги бюджетных авиакомпаний, каждый раз покупают билеты на свой страх и риск. "Приобретая билет в два раза дешевле, вы принимаете на себя риски, что в конце концов авиаперевозка может оказаться в один конец", – сказала юрист.