Участники оппозиционного митинга, прошедшего в центре Москвы, приняли резолюцию. Она содержит политические и социальные требования. В частности, в ней содержатся требования "отставки нелегитимной власти", немедленного освобождения политзаключенных, в том числе арестованных по делу о беспорядках на Болотной площади, проведения политической реформы, досрочных парламентских и президентских выборов.
Активисты "Левого фронта" по традиции были самыми организованными и дружными, во всяком случае речевки у них получались отменно — громко и четко. Вообще на Пушкинскую площадь отдохнувшие за лето оппозиционеры начали собираться к полудню. По сложившейся традиции, очень разные люди — либералы, националисты, левые и правые, анархисты, активисты гей-движения и просто те, кого принято ныне называть рассерженными горожанами, – вставали в общие колонны, чтобы идти по столичным бульварам к проспекту Сахарова. В два часа колонны по команде двинулись.
Активист антиоппозиционного Евразийского союза молодежи решил провести одиночный пикет, чтобы выразить свое несогласие с протестным движением. Оппозиционерам молодой человек и его взгляды не понравились — оказалось, что на этом митинге свое мнение можно выражать только его участникам, — и все закончилось стычкой.
Для проведения митинга была выбрана та сторона проспекта Сахарова, что находится дальше от центра, за Садовым кольцом. Там соорудили сцену, установили экраны и звуковое оборудование. Чтобы митингующие смогли туда попасть, полиция перекрыла Садовое кольцо. Почти на полчаса одна из главных магистралей Москвы была парализована. Далекие от политики водители были явно не довольны.
А митингующие стали собираться около сцены. Последними на проспект Сахарова подтянулись националисты. И хотя у сцены уже было многолюдно, они решили встать именно там. С криками "Русские, вперед!" националисты распихали коллег по оппозиционному движению и растянули имперский флаг.
Депутат Илья Пономарев, открывая митинг, решил провести перекличку, словно пытаясь показать: мы такие разные, но все-таки мы вместе. О необходимости объединения говорил и со вчерашнего дня бывший депутат Геннадий Гудков. "Самое главное – мы должны быть едины, мы не должны обижать друг друга, если наши взгляды в чем-то не совпадают", — уверен Гудков.
Наверное, не случайно слова о единстве сегодня так часто звучали со сцены, ведь многие из тех, кто протестное движение начинал на проспекте Сахарова, так и не появились. В митинге не приняла участие партия "Яблоко", не пришел Владимир Рыжков. Михаил Касьянов побывал на проспекте, но на сцену так и не поднялся, отказались поддержать акцию на этот раз и многие лидеры националистов. Те, что пришли, были абстрактно суровы.
"Тираны должны пасть! Россия будет свободной! Родина или смерть!" — сказал националист Александр Белов.
Численность участников митинга полиция и организаторы традиционно оценили по-разному. "Нас тут сто тысяч", — заявил оппозиционный политик Илья Яшин. Однако для бывавших на митингах на проспекте Сахарова понятно, насколько очевидно меньше людей пришло сегодня. Видно, что и проспект заполнен даже не на половину. Полиция по итогам заявила о 14 тысячах митингующих. Борис Немцов, глядя со сцены на площадь, говорил о том, как добиться перемен в стране, и, кажется, параллельно вел свой подсчет присутствовавших. "Мы должны собрать миллион человек", — сказал он.
В целом же требования лидеров протестного движения к власти с момента проведения еще первого митинга не изменились вообще: отставка Владимира Путина, проведение новых выборов в Думу, освобождение политзаключенных — теперь в эту категорию попадают и участницы группы Pussy Riot. К прежним добавились требование отменить повышение тарифов ЖКХ и требование освободить тех, кто был задержан по делу о беспорядках 6 мая, — это тоже, по мнению организаторов сегодняшнего митинга, политзаключенные.
В целом митинг проходил спокойно. Участники и полиция друг к другу относились корректно и с уважением, во всяком случае внешне.
Митинг разбился на три части. В дальней части проспекта Сахарова среди ультралевых в какой-то момент возникла этакая оппозиция к той, что находилась на сцене. Анархисты вообще вскоре свернули флаги и ушли. К четырем часам люди начали постепенно с проспекта Сахарова уходить. Сергей Удальцов, выступавший в это время, сказал, что черные очки на его лице — это не просто так — это черная метка власти. " — заявил он.
Около пяти часов митинг покинули Геннадий Гудков, Илья Яшин, Илья Пономарев, Алексей Навальный и Борис Немцов. Сергей Удальцов напомнил со сцены, что митинг разрешен до 10 часов вечера, значит, уходить никому не стоит. Черные очки, несмотря на наступающие вечерние сумерки, Удальцов так и не снял.