Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Главреда Guardian в британском парламенте спросили, любит ли он родину

Газета Guardian опубликовала только один процент из той информации, которую передал ей Эдвард Сноуден. Так издание отреагировало на заявление британских властей о том, что Guardian угрожает национальной безопасности. Главного редактора вызвали в парламент, чтобы спросить, любит ли он родину.

Газета Guardian опубликовала только один процент из той информации, которую передал ей Эдвард Сноуден. Так издание отреагировало на заявление британских властей о том, что Guardian угрожает национальной безопасности. Главного редактора вызвали в парламент, чтобы спросить, любит ли он родину. Патриотизм — парировал он — в том и выражается, чтобы защищать демократию и свободу слова.

Главный редактор Guardian Алан Расбриджер утверждает, что из досье Сноудена газета пока опубликовала всего лишь один процент. И один из первых вопросов — а где хранятся остальные файлы. Известно, что их 58 тысяч.

"Эта история еще продолжается. Если вы считаете разумным, чтобы я сказал здесь, где находятся остальные документы, я с радостью сделаю это. Но я не уверен, что это действительно разумно — искать песчинки в разных частях света", — отвечает Расбриджер..

Он обратил внимание депутатов на то, что идентичные документы находятся в распоряжении других журналистов, так что, остановить их публикацию уже невозможно. И Guardian тоже будет продолжать их печатать, несмотря на ощутимое давление cо стороны властей. Правительство уже требовало уничтожить файлы, спецслужбы называют публикации секретных материалов подарком для врагов страны. Глава парламентского комитета, видимо, считает так же: "Вы любите эту страну?" – спросил он.

"Мы живем в демократическом обществе. Большинство людей, которые работали над этой историей — британцы, у них здесь семьи и они любят эту страну. Я, мягко говоря, удивлен этим вопросом, но отвечу — да, мы — патриоты, мы — за демократию и свободную прессу, а также за то, чтобы любой в этой стране мог обсуждать и сообщать о подобных вещах", — парировал главный редактор.

Из документов, опубликованных Guardian, следует, что в рамках только одного проекта Tempora британские спецслужбы держали под колпаком два миллиарда пользователей сети Интернет. А доступ к получаемой таким образом информации имели 850 тысяч человек, одним из которых оказался Эдвард Сноуден, который даже не был в тот момент штатным сотрудником американского АНБ.

"Эти огромные базы данных, созданные после событий 11 сентября, дважды за последние три года доказали свою уязвимость. Секреты раскрыты. А все потому, что слишком много людей имели доступ к ним. Именно это мы хотели показать", — рассказал Расбриджер.

Эксперты считают, что спецслужбы сейчас пытаются свалить на журналистов собственные грехи. "Хочу напомнить, что один из бывших руководителей разведки недавно признал, что террористы и так в курсе, что за ними следят. И потом, вы помните, Бен Ладен старательно обходился без технологий, у него не было ни мобильного телефона, ни компьютера — как раз потому, что он знал — при помощи этих средств за ним могли наблюдать. Так что не стоит беспокоиться по поводу осведомленности террористов", — считает журналист Глин Муди.

Guardian — не единственное в мире издание, которое публикует разоблачения Эдварда Сноудена. Но только британские власти обвинили газету в действиях, угрожающих национальной безопасности. Парламентский комитет — не судебное разбирательство. Но если анализировать вопросы, звучавшие в зале заседания, то некоторые депутаты были бы рады возможности журналистов засудить. Хотя вся вина газеты и ее главного редактора лишь в том, что они немного приоткрыли завесу тайны над теми, кто пытается знать все об остальных.