Саудиты считают, что их участие в Совете безопасности ООН не имеет смысла, поскольку, по их мнению, этот орган не способен решать возложенные на него задачи. Но что на самом деле стоит за этим демаршем?

Власти Саудовской Аравии заявили, что не желают занимать место непостоянного члена Совета Безопасности ООН, которое им полагается согласно установленным правилам ротации, сообщило в пятницу 18 октября агентство Reuters.

Участие в Совбезе саудиты называют для себя бессмысленным, поскольку, по их мнению, внутри этого международного органа действуют двойные стандарты, а механизмы его работы неспособны "заканчивать войны и разрешать конфликты". Вернуться к обсуждению вопроса своего членства в Эр-Рияде обещали лишь после реформирования этой организации.

Такого рода публичный демарш со стороны Саудовской Аравии можно расценивать как специальное привлечение внимания к вопросу реформирования Совбеза из-за невозможности добиться своих целей через действующие механизмы. Эр-Рияд и прежде подвергал Совбез критике, заявляя, что его бездействие в деле смещения Башара Асада, а именно этого добиваются саудиты, лишь продлевает гражданскую войну, в результате которой уже погибли более ста тысяч человек. 

Если кратко и по существу, то ситуация выглядит так. Смещение режима Асада является для Саудовской Аравии главной внешнеполитической задачей в рамках борьбы за право называться главным геополитическим игроком на Ближнем Востоке. Для этого Эр-Рияд предпринимает все возможные и невозможные средства – начиная от создания повстанческой армии внутри Сирии и попыток организовать военную операцию Запада для удара по правительственной военной инфраструктуре, заканчивая попытками нейтрализовать международную поддержку Асада. В первую очередь – Россию, постоянно накладывающую вето на силовые варианты решения сирийского конфликта.

Ради этого один из самых влиятельных и сильных политиков Саудовской Аравии, фактически руководящий не только силовыми и разведывательными структурами королевства, но и его внешней политикой, принц Бандар бин Султан даже приезжал в Москву на закрытый разговор с Владимиром Путиным. По сведениям, просочившимся в прессу, в ходе разговора аравийский политик предложил российскому президенту сделку. В частности, в обмен на отказ от поддержки Башара Асада, российскому лидеру были обещаны сохранение высоких цен на нефть, многомиллиардная сделка на закупку российского оружия, сохранение базы ВТО российского флота в Тартусе и отказ саудитов от строительства газопровода Персидский залив – Европа. Кроме этого принц Бандар намекнул на то, что его структуры контролируют чеченские бандформирования, которые в случае положительного решения Путина не будут угрожать проведению Зимней Олимпиады в Сочи. Судя по последовавшим после встречи сухим комментариям российского руководства, а также дальнейшим действиям России, договориться с Путиным саудовскому принцу не удалось. Продавить бомбардировку Западными странами тоже не получилось.

Теперь, судя по всему, саудиты пытаются раскачать ситуацию с реформированием Совбеза. Своим нежеланием занять место непостоянного члена они привлекают к этому вопросу внимание других стран, претендующих на звание главных геополитических игроков в своем регионе, и как следствие – на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

На данный момент постоянными членами Совбеза ООН являются пять государств – Великобритания, КНР, Россия, США и Франция. Еще десять непостоянных стран-членов Совета избираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 на каждый год. Такой архаичный принцип формирования состава Совета начал подвергаться критике уже с конца 60-х годов, и за это время сформировался клуб стран, претендующих на свое постоянное присутствие в Совбезе. Два основных фактора, которые дают моральное право надеяться на постоянное членство, это лидерство в регионе (например, Бразилия, как самая большая страна Латинской Америки, считает, что именно она должна стать представителем континента в Совбезе) и размеры взносов в общий бюджет ООН (по такому фактору на членство претендует Япония, как второй после США вкладчик). Также, кроме вышеперечисленных стран, на постоянное членство претендуют Германия и Индия. В качестве главного представителя исламского мира в Совбезе туда рвется Индонезия, как страна с самым большим мусульманским населением в мире. Представлять Ближний Восток в Совете стремиться и Саудовская Аравия. Однако среди экспертов стран-участниц ООН — при одновременном признании логичным требований включить в состав Совета мусульманскую страну — бытует мнение, что это может повлечь целый ряд подобных претензий от стран с другими религиями, например, от Израиля. Кроме того, существует опасность, что мусульманская страна в Совбезе будет блокировать действия ООН на Ближнем Востоке. Остаются нерешенными и вопросы представительства в Совете целых континентов – Африки, Латинской Америки и Океании.