Несколько лет назад москвичка Наталья Манежева уехала жить в маленький городок Андреаполь, где организовала ансамбль "Надежда" и планировала построить школу. Когда денег не хватило, Наталья продала квартиру в Москве, а на оставшиеся средства построила Дом искусств. Для всех.

"Хочу, чтобы директором Дома искусств стал Владимир Юринов. Чтобы каждый нашел себе интересное занятие. Чтобы к нам приезжали артисты, чтобы…" Слушая Наталью Манежеву, я внутренне не переставала удивляться: впервые мне довелось разговаривать с человеком, который ни лично для себя, ни даже ради своего дела ничего не просил, не ждал, не требовал. Единственное желание Натальи на протяжении многих лет – отдавать, дарить, делиться накопленным ею богатством: бесконечным, бездонным общемировым культурным пространством. Ради этой мечты москвичка Манежева уже совершила маленькое чудо – построила Дом искусств в городе Андреаполе Тверской области.

Наверное, если бы кто-то когда-то сказал маленькой Наташе, что она займется строительством, да еще не для себя лично, она бы даже не засмеялась. Скорее, обреченно не поверила бы, ведь, начиная с 7 лет она жила по установке Олега Шкловского, услышанной ею по радио: "Умереть я всегда успею, попробую-ка я выжить". И она выжила. И тогда, когда уничтожили ее единственного друга – вырубили лес в Лианозово. И когда приходилось спать по 3-4 часа, потому что она работала, училась, занималась экологией и благотворительностью. Были и другие крайне непростые моменты в ее жизни, но Наталья вспоминать о них не любит.

Она с гораздо большим удовольствием рассказывает о том, как училась на физ-мате в МИФИ, как узнала о том, что там есть хор. Вернее два – мужской и женский. Как стеснялась петь сама, но, благодаря упорству преподавателя пения стала обладательницей качественного классического репертуара и осознала, что "бесконечное счастье – это звуки, соединившиеся в столп, и сами по себе существующие". А еще однажды Наталья услышала в исполнении преподавательницы "Бразильскую бахиану" и с тех пор не сомневается, что однажды настанет и ее время исполнить эту удивительную мелодию.

Хор был и в Доме культуры, где Манежева работала волонтером. Да только он довольно быстро поделился на тех, кто решил исполнять фольклор и поклонников классики. А так как народное пение Наталью не прельщало, то она решительно направилась в сторону Баха и Грига, но дирижер не менее твердо указал ей на дверь, с другой стороны которой она и простояла, слушая любимые мелодии, все 3 года, что ее жизнь была связана с ДК. Зато никто не мешал петь в Доме престарелых, куда Манежева пришла волонтерить. Больше того, удовольствие от вокализов оказалось обоюдным: волонтер была счастлива, что "можно горло драть, и никто не просит петь потише", а бабушкам громкое пение да забота молоденькой девушки были в радость.

Но настало время двигаться дальше, к тому моменту работа системным аналитиком отнимала практически все время. И только сны порой не давали покоя. Что-то о лесе, сны о собаках, "как-то раз приснилась школа, как я ее построила на Новый год". И неугомонная, непоседливая, стремительная москвичка Манежева уехала искать самое себя. Нашла в Андреаполе. Вернее, в 15 километрах от города: "Я увидела лес, реку, легла на землю, раскинув руки. Тишина, как в детстве в Лианозово , и поняла – мое. Я на своем месте". Здесь Манежева начала строить дом, который впоследствии планирует сделать школой, потому что она мечтает быть педагогом, считая, что в этой профессии предоставляется масса возможностей для самореализации. Впоследствии же потому, что Наташины дети еще не доросли до школьного возраста. "А на чужих детях экспериментировать я не имею права, это безответственно. И если я что-то не так сделаю, мои, родные, мне поболе выскажут, чем чужие".

А во время строительства оказалось, что средств не хватает. Даже при том, что все зарабатываемые в Москве деньги она вкладывала в будущую школу. Решение пришло само собой: "А не продать ли свою московскую квартиру? Растягивать стройку на полжизни я не хочу, надо достроить и покончить с этим. Но ведь денег от продажи квартиры не только на дом хватит, не построить ли мне творческий центр в Андреаполе для разных прекрасных искусств, наук".
Корыстная цель в идею построить Дом искусств, признаемся честно, одна закралась: к тому моменту у Манежевой уже несколько лет был собственный ансамбль "Надежда". Пели классику — Моцарта, Перголези, Грига, Римского-Корсакова, русские народные песни. Сделали несколько постановок со стихами, слайдами, видео, песнями, танцами. Сначала репетировали в Доме культуры города, потом перешли в Дом офицеров. А когда и его закрыли, "Надежде" было некуда деваться.

Квартира ушла через месяц, а на следующий день после ее продажи Наталья купила 13 соток в самом центре Андреаполя. "Я не видела, что покупаю — снега было по шею. Зато весной, когда снег растаял, я обнаружила на территории Дома искусств шикарный яблоневый сад". В мае заложили фундамент, сделали проект, где заложена четырехкратная надежность здания.

В марте 2013-го года Дом искусств открылся замечательным концертом. Накануне Наталья Манежева не спала несколько ночей: как это обычно случается, оставался миллион недоделанных мелочей, требовавших чьего-то участия. Понятно, что она всегда была первой, кто вызывался прибить, пришить, помыть. Ведь, напомню, Манежева сделала Дом искусств не для себя, а для людей, чтобы у них было место, где можно приложить свои таланты, найти себе занятие по душе. Потому-то и не стала она директором – Наталья точно знает, что у военного летчика Владимира Юринова барда, поэта и бывшего директора андреапольского Дома офицеров на этой должности будет гораздо больше возможностей раскрыться.

Сама же Наталья Манежева, считая себя из породы "чудаков", воспитывает двух парней, морально готовя себя и их к школе, принимает из Москвы ценные грузы с книгами по искусству, подбирает артистов и репетирует концертные программы первого серьезного и полноценного сезона Дома искусств, и успевает даже помогать в восстановлении местной церкви. "Я все отдаю Богу, а он сам решает, куда направить эту помощь".

Назвать историю Натальи Манежевой, которой приснилась школа, и которая построила Дом искусств сказкой пока нельзя. Дело не в сложностях и трудностях, подстерегающих любого, кто берется за неведомое дело, проблема в том, что андреапольцы пока крайне подозрительно и более, чем спокойно, относятся к наличию культурного центра. Казалось бы, в городе с населением в 8,5 тысяч населения зал на 140 человек должен быть полон под завязку….Такого еще не случилось ни разу, даже на торжественной церемонии открытия Дома. Наталья признается, что, порой, у нее бывает "ощущение вакуума". Но тут же мгновенно поправляет себя: "Хочу, чтобы каждый осознал свой потенциал и начал работать в полную меру", понимая, что для этого нужно время.
Что ж, время можно позвать в союзники.