Режиссер Кама Гинкас отмечает 70-летие новыми спектаклями

Один из ведущих театральных режиссеров Кама Гинкас отмечает 70-летие. Автор собственного сценического языка, противник стереотипов и любитель тяжелых тем в искусстве, известен он стал довольно поздно. Но никогда, даже в самые невостребованные годы, он не изменял профессии.

Один из ведущих театральных режиссеров Кама Гинкас отмечает 70-летие. Автор собственного сценического языка, противник стереотипов и любитель тяжелых тем в искусстве, известен он стал довольно поздно. Но никогда, даже в самые невостребованные годы, он не изменял профессии. Вот и юбилей он встречает за работой. В ТЮЗе Гинкас готовит очередную премьеру.

Режиссер Кама Гинкас требует от актеров ТЮЗа профессионально выполнять цирковые трюки. Мэтр пришел на так называемую "движенческую" репетицию. По его замыслу в новом спектакле артистам надо будет показывать чудеса акробатики. Этот спектакль Кама Гинкас задумал давно. Мастер часто ставит свои собственные интерпретации классики. Вот и сейчас спектакль "Шуты Шекспировы" объединяет фрагменты пьес великого драматурга.

Цирковые номера, когда шекспировский текст произносится как бы в проброс, должны усилить трагический смысл слов. На сцене, как и в жизни, страшное всегда соседствует со смешным, считает режиссер.

"Бывает образованный зритель, который одергивает непосредственного, а он уместно смеется, реагирует. Это же Достоевский", – рассуждает Гинкас.

Кама Гинкас родился в Каунасе в семье врача, и с приходом фашистов оказался с семьей в гетто, откуда ему через полтора года чудом удалось спастись. Он учился в Вильнюсе, потом в Ленинграде, но складывалось все не гладко. В 1970-х он целых семь лет был не востребован как режиссер.

Именно в этот сложный период Гинкас задумал многие спектакли, написал сценарии, которые потом, начиная с 90-х, реализовал почти все. Гинкас стремится к максимальному обострению чувств на сцене и любит "тяжелые" темы. Персонажи его пьес погибают, совершают убийства, сходят с ума. Сценограф Сергей Бархин часто работает с Гинкасом, но далеко не всегда принимает его выбор.

"Он склонен к искусству мерзкому, а я – к светлому", – считает народный художник России Сергей Бархин.

Один из последних спектаклей – "Записки сумасшедшего". Странно было бы, если бы Гинкас не поставил этот шедевр Гоголя. Самый острый момент – когда Поприщин прикрепляет к стене фотографии поп-звезд и самого Гинкаса. По замыслу режиссера, вполне можно считать сумасшедшим того, кто живет жизнью героев глянцевых журналов. Это и смешно, и страшно одновременно.

Гинкас – один из самых трудолюбивых режиссеров. Его норма – два спектакля в год. Нынче театральный сезон он открывает в Петербурге постановкой Гедды Габлер, а затем сразу же возвращается в Москву, где в ноябре в ТЮЗе дают "Шутов Шекспировых".