ИТАР-ТАСС обнародовал официальную статистику, согласно которой госсекретарь США Хиллари Клинтон за три с половиной года своего служения на этом посту успела посетить 102 страны, провела в разъездах почти треть своей службы – 352 дня – и накрутила в полетах 1 357 414 километров, т.е. 34 раза обогнула Земной шар по экватору. Таким образом, Клинтон побила рекорд, установленный госсекретарем США Мадлен Олбрайт, которая за годы служения посетила 98 стран.
Столь впечатляющий результат не является каким-то чисто американской особенностью. Госсекретари тут лидируют вследствие того, что внешние интересы США чрезвычайно обширны, и этой державе есть дело практически до всех точек Земного шара — отсюда и рекорды. Но и у стран с меньшей внешнеполитической активностью, например у России, министры иностранных дел сходным образом живут в самолете. Наш глава МИД С. В. Лавров тоже в постоянных разъездах.
Дальние поездки министров иностранных дел имели место уже довольно давно. Еще во время войны глава НКИД Вячеслав Молотов и глава Foreign Office Энтони Иден тоже летали в союзные по коалиции страны, как на работу. Но там была крайняя необходимость. Война и коалиционные заботы вызывали насущную необходимость встречаться и "перетирать" с союзниками насущные проблемы, даже немало рискуя. Министры летали над оккупированной Гитлером Европой, пренебрегая даже тем, что, неровен час, собьют.
Но настоящая летательная горячка и гонка за рекордами началась у дипломатов где-то с 70-х годов, когда и появилось выражение "жить в самолете". И глава МИД СССР Анатолий Громыко, и его американский коллега Генри Киссинджер так, собственно, и жили, хотя до Хиллари Клинтон им все же было далеко.
Отчасти это можно списать на нараставшую глобализацию мира и, соответственно, на чрезвычайное расширение внешнеполитических интересов. Отчасти – просто на успехи авиационной техники. Как раз к 70-м годам пассажирская реактивная авиация более или менее достигла совершенства. Быстрые и дальние перелеты сделались бытом, и при этом бытом достаточно безопасным. С внедрением такого новшества отчего же и не пожить в самолете, всюду разъезжая и "перетирая" непосредственно на месте. Тем, чем раньше занимались послы, т. е. обсуждением проблем, представляющих взаимные интерес и выработкой соглашений, стали заниматься непосредственно министры.
Другой вопрос – сильно ли это сказалось в положительном смысле на дипломатической деятельности. Обозревая успехи внешней политики хоть США, хоть России, хоть иных держав с постоянно разъезжающими главами дипломатических ведомств, приходится признать, что не слишком. Соотношение успехов и провалов примерно такое же, как и в эпоху министров-домоседов, только расход авиационного керосина значительно больше. Ценность непосредственных контактов на поверку оказалась сильно преувеличена.
Заметим, впрочем, что это относится не только к государственной дипломатии. Римский папа Иоанн Павел II недалеко отстал от Хиллари Клинтон, посетив за время своего понтификата 130 стран и обогнув землю по экватору 29 раз. Хоть и не 34 раза, как Хиллари, а все равно впечатляет. По числу и дальности поездок папа превзошел всех своих предшественников, начиная с апостола Петра, вместе взятых.
Укрепила ли эта сверхактивность католическую веру, сказать довольно трудно. С иной точки зрения, как было при прежних папах, которые из Ватикана ни ногой, так, в общем-то, и осталось. Похоже, чрезмерное сжигание керосина не слишком помогает ни в делах церковных, ни в делах мирских.











































































