ГМИИ имени Пушкина: детище энтузиаста и мецената

ГМИИ имени Пушкина отмечает столетие со дня основания. За это время коллекция, первоначально состоявшая преимущественно из копий античных скульптур, превратилась в одно из крупнейших собраний произведений западного искусства.

Инициатором создания Пушкинского еще в конце XIX века стал профессор Московского университета Иван Цветаев. Он же был первым директором музея, который тогда носил имя императора Александра III. За сто лет коллекция, первоначально состоявшая преимущественно из копий античных скульптур, превратилась в одно из крупнейших собраний произведений западного искусства. Сам музей уже давно перестал быть только музеем.

Кадры торжественного открытия музея, снятые ровно 100 лет назад. У парадного входа членов императорской семьи встречает заслуженный профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев и известный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Именно они были главными вдохновителями и организаторами этого грандиозного проекта. Почти 20 лет своей жизни профессор Цветаев посвятил тому, чтобы возглавляемый им Кабинет изящных искусств Московского университета превратился в первый русский музей классического искусства.

Первоначально на месте музея городские власти планировали построить здание промышленно-технического училища. Но по просьбе великого князя Сергея Александровича Романова, Николай II распорядился приостановить его закладку. А в 1898 году вся эта территория в центре Москвы была безвозмездно передана Комитету по устройству музея изящных искусств.

За 14 лет на строительство и приобретение 9 тысяч музейных экспонатов было потрачено около 3 миллионов золотых рублей. 2 миллиона, то есть 2/3 всей суммы, пожертвовал промышленник и меценат Нечаев-Мальцев. Благодаря его щедрости для музея были куплены первые подлинные предметы из Древнего Египта, копии изготовлены в Англии, Германии и Италии. Облицовку фасадов и внутренние отделочные работы выполнили итальянские мастера.

Славу обладателя мировых шедевров музей приобрёл уже после революции, когда сюда стали передавать национализированные коллекции искусства из московских усадеб и частных собраний. Так в 1948 году после ликвидации Музея нового западного искусства сюда поступили 300 картин из знаменитых собраний Морозова и Щукина.

"Музей начинается с момента, когда открываются двери и входит посетитель. Вот тогда и начинается музей, — говорит Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина. — Есть коллекция, есть мы, специалисты, и есть зритель. Мы посредники между ними. Это просветительская работа, без этого музея, конечно, нет. Мы должны и объяснить, и помочь понять, и заразить, наконец, привлечь к пониманию искусства".

Новая эпоха в истории музея началась в 1961 году, когда его директором стала Ирина Антонова. С этого момента почти каждая открытая здесь выставка становится культурной сенсацией. Секрет этого успеха сформировала сама Антонова — чтобы не превратиться в склад для хранения сокровищ, музей должен не бояться экспериментировать, приобщая людей к прекрасному во всех его формах.

"На выставку "Диора" приехали девочки там 18, 19, 22 года. Они идут смотреть платьица красивые, но они открывают для себя музей. И вот они это видят. Понимаете, они начинают видеть и что-то другое, хотя бы узнают об этом, хотя бы информацию получают", — замечает Ирина Антонова.

Сегодня собрание музея насчитывает свыше 670 тысяч произведений искусства. 20 лет назад музей был внесён в свод особо ценных объектов культурного наследия России.