Свирск: опасные химикаты десятилетиями лежали бесхозными

В Иркутской области утилизируют завод по производству мышьяка. Предприятие закрыли еще в 30-х годах прошлого века, однако химические отходы все это время просто складировали под открытым небом. В итоге ядовитые вещества попадали в Ангару и Братское водохранилище. Как проходит утилизация?

В Иркутской области утилизируют завод по производству мышьяка. Предприятие закрыли еще в 30-х годах прошлого века, однако химические отходы все это время просто складировали под открытым небом. В итоге ядовитые вещества попадали в Ангару и Братское водохранилище. Как проходит утилизация?

В котлован, рассчитанный на 30 тысяч кубометров отходов, поместиться должно все то, что когда-то было Свирским мышьяковым заводом. Сейчас от него остались лишь обломки железобетонных балок, кирпичи и арматура. Заброшенные цеха предприятия в целях экологической безопасности разбираются механически, без использования взрывчатки. Рядом с будущим хранилищем – котлован в несколько раз больше. В него складируют отходы мышьякового производства. Более ста тридцати тысяч кубометров.

"Когда мы все завезем, закроем такими же материалами, изоляционными. Выполним защитный слой грунтовый и потом – рекультивация растительной землей, — рассказывает прораб подрядной организации Андрей Яковлев. — Все закроется, так же пленка "в замок" зайдет, и из этого могильника уже ничего не попадет наружу. Для контроля всех экологических требований у нас здесь выполнено пять скважин. Эти скважины пробурены на глубину 60-70 метров – для грунтовых вод".

Мышьяковый завод был построен в Свирске в начале 30-х годов прошлого века. Здесь было налажено производство триоксида мышьяка, из которого делали химическое оружие. Проработал завод всего четырнадцать лет. После прекращения производства бесхозное оборудование и цеха остались лежать под открытым небом. Вещества второго класса опасности десятилетиями загрязняли окружающую среду. Размеры ущерба экологи даже не берутся назвать.

"Фактически с 1934 года происходило широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И не только окружающей среды, но и населения в том числе, рассказывает Андрей Богданов, доктор технических наук, профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии НИИ ИрГТУ. — Безусловно, этот очаг загрязнял весь этот большой регион, вплоть до того, что была вероятность попадания с грунтовыми водами или в результате ветряной эрозии в Ангару или на Братское водохранилище".

Ликвидация ядовитых отходов началась два года назад, когда Свирск был включен в федеральную целевую программу. Захоронение остатков мышьякового производства начнется со дня на день.

"Это обезвреженные отходы, и на сегодняшний день, я думаю, мы одни из первых, кто начал строить с таким подходом – правильным, грамотным, в соответствии со всеми требованиями экологической безопасности", — заметил Дмитрий Махонькин, заместитель мэра Свирска.

За все время ликвидационных работ с территории Свирска было вывезено сто шестьдесят тысяч кубометров опасных отходов. В основном, это огарки, оставшиеся от мышьякового производства. Полностью же этот проект завершится в 2014 году.