Тема:

Крупное ДТП в Новой Москве 9 лет назад

Страшная авария под Подольском. Реплика Александра Привалова


фото ИТАР-ТАСС

Автобус разорвало на части

Автобус разорвало на части
фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Автобус разорвало на части
Понедельник, 15 июля, объявлен днем траура в Москве и в Подмосковье. Впервые в двух крупнейших регионах России траур объявлен не после теракта и не после авиакатастрофы, а после дорожно-транспортного происшествия, но оно было воистину ужасным.

Понедельник, 15 июля, был объявлен днем траура в Москве и в Подмосковье. Впервые в двух крупнейших регионах России траур объявлен не после теракта и не после авиакатастрофы, а после дорожно-транспортного происшествия, но оно было воистину ужасным. В воскресенье днем под Подольском груженый самосвал "КамАЗ" врезался в бок заполненного пассажирами рейсового автобуса. Автобус был разорван пополам. Четырнадцать человек погибли на месте, еще четверо скончались в больницах. Всего госпитализированы 29 человек, состояние многих – тяжелое. Искреннее сочувствие сограждан к пострадавшим в этой катастрофе, к их родным и близким – очевидно: гора цветов на обочине Калужского шоссе выросла и продолжает расти явно не по команде.

Как обычно бывает после столь страшных (и даже не столь страшных) катастроф, отовсюду пошли призывы: немедленно принять меры, чтобы подобные ужасы никогда более не повторялись. Нет, разумеется, полностью исключить их можно было бы, только отказавшись от современного транспорта, но нужно сделать все, чтобы впредь они случались как можно реже. Вопрос лишь в том, что именно нужно сделать, какие уроки следует извлечь из страшной аварии под Подольском. Следствие продолжается, и его окончательные итоги могут что-то поменять в уже сложившемся общем впечатлении, но это будут, по-видимому, лишь частные детали, касающиеся конкретно этого случая. На уроки они вряд ли повлияют.

Депутаты Думы, хоть и находятся на каникулах, уже сообщили, какой они извлекли урок. За рулем злополучного самосвала был гражданин Армении, а в кармане у него были права, выданные в Армении. Поэтому уже нынешней осенью Дума собирается обязать водителей, работающих по найму, иметь российские права. Что ж, возможно, какой-то смысл в этой мере и окажется, но преувеличивать его я бы не стал. Во-первых, и правила дорожного движения, и методики обучения водителей в странах СНГ, откуда у нас большинство приезжих шоферов, практически такие же, как у нас, а от цвета водительского удостоверения зависит все-таки не очень много. Во-вторых, такого рода запреты и устрожения работают у нас как-то странно. Скажем, общественный транспорт с прошлого года не могут водить иностранцы; но и сейчас, глядя на водителей московских маршруток, о наличии такого закона не всякий сможет догадаться.

Многие призывают срочно поставить и на месте этого ДТП, и на всех похожих местах – светофоры. Не уверен, что это призыв правильный: необязательный светофор скорее помеха, чем подмога. У меня, например, прямо под окнами сходный (тоже почти Т-образный) перекресток. Года два назад там поставили светофор, создав пробку там, где ее отродясь не было, и не принеся пользы решительно никому. Но, конечно, с такими вещами надо разбираться отдельно в каждом конкретном случае.

А вот что несомненно взывает к срочным мерам – это послужной список шофера, управлявшего КамАЗом. За прошлый год Грачья Арутюнян то ли семь, то ли даже девять раз попадался на нарушениях правил; в числе его прегрешений — выезд на встречку, пересечение двойной сплошной и даже езда по односторонней дороге во встречном направлении. Тем не менее он остался за рулем: все девять раз – только штрафы. И воскресная трагедия началась как раз с того, что КамАЗ пустился по встречной полосе объезжать группу машин, притормозивших перед тем самым перекрестком. Вот такого точно не должно быть. В большинстве развитых стран этого нет, и мы легко можем их догнать. Вспомните любой кинофильм: что первым делом, буквально автоматически, делает западный полицейский, остановив нарушителя ПДД? Правильно: ищет его в компьютерной базе. Если бы наши гаишники, останавливая Арутюняна в третий или в пятый раз увидели список его новейших рекордов, штрафом бы он точно не отделался, а значит, скорее всего, его самосвал не разорвал бы надвое пассажирский автобус. Оснастить дорожную полицию соответствующей техникой по нынешним временам -очень просто и не очень дорого. И должно быть сделано немедленно – еще вчера.

Конечно, этого далеко не достаточно, для улучшения ситуации на дорогах нужно сделать еще очень многое. Но введение в повседневное пользование единой базы и само по себе оздоровит ситуацию. Тут есть масса нюансов, которые нужно внимательно и всесторонне обсуждать, но необходимость применения и к участникам дорожного движения принципа рецидива, то есть большей кары, за повторные нарушения, представляется очевидной. Вот коллега только что рассказал: у него сын, приехав в Германию, излечился от склонности к лихачеству. Парень получил по почте штраф за превышение скорости; потом — второй, но уже с припиской: следующее нарушение повлечет за собой лишение прав на год. Парень запомнил и третьего нарушения как-то вот не допускает.