Психологи о хамстве на дорогах: почему россияне такие злые?

В Интернете появился пост, автор которого задается вопросом: почему русские такие агрессивные? Он публикует подборку видеокадров, снятых на дорогах Москвы, сравнивая поведение столичных водителей с тем, как ведут себя на дорогах европейцы. "Езжу по Франции уже лет семь, от Кале до Серберы ее проехал, ни разу не видел такой адской агрессии на дороге", — пишет блогер yanson.

Впрочем, не только водители (прежде всего, в крупных городах России) зачастую ведут себя агрессивно. С бытовым хамством приходится сталкиваться и в общественном транспорте, и в магазинах. В то время как в Европе, если ты наступишь кому-то на ногу в общественном транспорте, то тебе, скорее всего, понимающе улыбнутся.  И уж совершенно точно можно быть уверенным в том, что никто не будет громко возмущаться, обзывать нехорошими словам или наступать тебе на ногу в отместку.

Так почему же россияне столь агрессивны? Что это: одна из национальных особенностей, усталость от шума и суеты больших городов или попросту распущенность? Свою точку зрения на эту проблему Вести.Ru попросили высказать известных психологов.

Расслоение общества и дискомфортный быт

Глава отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов не считает, что это — национальная черта характера. Хотя о распущенности говорить в этой связи уместно, отмечает психолог.

По его мнению, основные причины такого поведения россиян, прежде всего, — расслоение общества, дискомфортный быт и психологическая неготовность к резким изменениям в окружающей действительности.

"Скорее, это последствия "возгонки" последних лет, когда мы влетели в современный мир с его мегаполисами, с гигантским количеством машин, которых никогда не было раньше. Такой резкий скачок ни одна страна не переживала. В США и Европе все это происходило постепенно, — отмечает Сергей Ениколопов. — Например, в США проводились исследования, которые показали: есть прямая зависимость "количество машин – количество ДТП". А затем у них все вышло на тот уровень, когда все друг друга уважают".

Эксперт приводит и еще одну причину: резкое расслоение общества. Если в советские времена все стояли в одной очереди за колбасой и находились в относительно одинаковых бытовых и финансовых обстоятельствах, то теперь в многоквартирном доме (например) живет множество людей, которые "расслоились".

По его мнению, самое важное – это момент сравнения. "Если все живут примерно одинаково — это нормально. Но как только кто-то начинает жить лучше, то возникают проблемы", — отмечает эксперт.

"Современные отечественные исследования показывают: в России огромное количество людей ненавидит друг друга. Так что вспыхнуть может любой, — говорит психолог. — Плюс перегруженность общественного транспорта в мегаполисах, отсутствие сервисных услуг. Метро, автобусы набиты. Вот по мелочам агрессия и накапливается".

Отвечая на вопрос, почему один и тот же человек дома, в России, ведет себя по-хамски, а выезжая за границу становится учтивым и вежливым, Ениколопов парирует: "А как вы в гостях себя ведете? Это как у Чуковского: ребенок был в гостях, поэтому и вел себя хорошо".

Эксперт отмечает и еще один момент: "Очень часто срываются на тех, кого предполагают более слабым. Отсюда и рост домашнего насилия. Потому что на работе этого они себе позволить не могут. От этого напряжения часто случаются срывы, в том числе и на дорогах. Выходит, у кого бейсбольная бита, тот и сильнее. Он думает, что у другого ее нет. А ведь может и оказаться. И не только бита".

Психолог надеется, что такой уровень агрессии жителей столичных городов — явление временное. "Но чтобы это пройти, надо сделать так, чтобы наша жизнь стала комфортнее", — добавляет он.

Все зависит от среды и развития общества

Главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе говорит, что решать эту проблему надо воспитанием россиян, причем, с самого раннего возраста.

"В предыдущем строе было устроено так, что каждый человек считал себя частью общества. Причем, не только он сам подвергался заботе общества, но и считал своим долгом помочь другому в какой-то форме, — отмечает эксперт. — То есть микросоциальная среда в значительной степени определяла наше поведение".

По его словам, сейчас происходит то же самое, вот только сама среда изменилась. "Она стала уже. Мы стали более закрытыми, у нас никто пять рублей до зарплаты не одалживает (исключения есть, но они редки). Потому что в наше время это уже считается дурным тоном", — говорит Кекелидзе.

Кроме того, считает эксперт, у нас не развиты социальные институты, и многие законы не подведены к тому, чтобы решать подобные ситуации. "Вот, например, если во Франции автомобилист что-то нарушит, единственное, что он может сделать, — это надуть щеки, — отмечает психиатр. — Потому что любое возражение увеличивает штраф. У нас пока таких законов нет. Мы приходим к этому, но постепенно".

В качестве положительных сдвигов Кекелидзе называет подзаконный акт, согласно которому водитель обязан уступать на переходах дорогу пешеходам. "В большинстве случаев это выполняется. С другой стороны, и сам пешеход уже понимает, что надо ответить взаимностью и постараться побыстрее перейти дорогу", — говорит он.

Еще один важный признак, по мнению эксперта, — "знак благодарности", который мы в таких случаях включаем на автомобилях или приветливый кивок пешехода, которому уступили дорогу. "Что очень положительно действует, — отмечает эксперт. — И это – признаки нашей микросоциальной среды, которая медленно, но меняется. Признак того, что мы стали устанавливать человеческие взаимоотношения".

По мнению Зураба Кекелидзе, правила таких взаимоотношений должны преподавать в школе: "Об этом надо говорить везде. И тогда в голове выработается стереотип: если вдруг неожиданно останавливается машина, то первой реакцией должно быть желание узнать, что случилось, не нужна ли помощь, а не стремление схватить биту".

"К сожалению, ситуации, когда человек не сдержался, неумение слышать другого — да, это у нас есть. С этим надо не бороться и не воевать, а взращивать понимание того, как человек должен себя вести в таких ситуациях", — считает эксперт.