Выборы в США: Обама и Ромни борются за каждый голос


фото EPA

Почти 10% избирателей в США уже определились с тем, кто будет управлять страной следующие четыре года. Правом досрочного голосования воспользовались более 25 миллионов человек из 34 штатов. Но наибольший интерес вызывают штаты неопределившиеся, где идет ожесточенная борьба за каждый голос.

Почти 10% избирателей в США уже определились с тем, кто будет управлять страной следующие четыре года. Правом досрочного голосования воспользовались более 25 миллионов человек из 34 штатов. Но наибольший интерес вызывают штаты неопределившиеся, где идет ожесточенная борьба за каждый голос. А на родине действующего президента — в штате Иллинойс — в своем выборе уже никто не сомневается.

Вечернее шоу на русскоязычном радио в пригороде Чикаго. Ведущие задают слушателям короткий вопрос: "Обама или Ромни?" Не все они еще — граждане США и могут голосовать, но мнение на этот счет есть у каждого.

Выборка небольшая — всего двадцать звонков — и вот результат: двенадцать — за Ромни, восемь — за Обаму. С официальными цифрами это не совпадает — там у обоих шансы более-менее равные, чаще — с перевесом у Обамы. Зато опрос на радио подтверждает интересную закономерность: даже в самых демократических городах, как Чикаго, выходцы из СССР больше симпатизируют республиканцам. В Нью-Йорке даже была поговорка: "Правее наших эмигрантов только стенка".

"Программы демократов совпадают с социалистическими декларациями. Мы наелись лозунгов", — говорит Алекс Бабич, ведущий радиостанции "Новая жизнь", бизнесмен.

Еще одно, старейшее в Америке радио на русском языке. В эфире — с 1979 года. Митту Ромни, может, это и не сделает погоды, но приятная деталь — ему отдали бы свои голоса 80% слушателей этой волны.

"Любят богатых. Обама написал книжку. Ромни спас Олимпийские игры в Солт-Лейк Сити", — рассказал Алекс Бабич.

Выборная система США такова, что в каждом штате победитель получает все. Это значит, что если за Ромни или Обаму проголосует хотя бы на одного человека больше, то в этом штате все голоса выборщиков отправятся к нему. Поэтому борьба идет за каждого избирателя.

Перед выборами карта США выглядит так: синие штаты – то есть демократические — Иллинойс, столица — Чикаго, красные — за республиканцев, желтые — сомневающиеся — там люди не определились, за кого голосовать. С красными и синими неожиданностей, как правило, не бывает. Сюда кандидаты даже не приезжают и не тратятся на рекламу. Зато в колеблющиеся они ездят практически каждый день, чтобы склонить на свою сторону как можно больше людей.

Все выходные Барак Обама буквально не вылезает из сомневающегося Огайо: у штата — 18 голосов выборщиков. Их хватит любому, чтобы победить. Без них Ромни потеряет шанс на президентство.

"В 2008 году у нас были две войны и худший кризис со времен Великой депрессии. Сегодня мы создали новые рабочие места. Только что мы узнали, что в октябре безработными перестало быть рекордное число американцев за последние восемь месяцев", — заявил Обама.

В финальный уикенд Митт Ромни — тоже в разъездах по похожему маршруту: Айова (само собой), Огайо (и не раз), Висконсин. Тактика — уличить друг друга во лжи.

В Чикаго — оплоте демократии — Обаму поддержат и на Обаме зарабатывают четвертый год подряд. Тур по президентским местам начинается в университете, где он преподавал на юрфаке. Дальше — любимый ресторан, где он позавтракал после выборной ночи в 2008-м. С тех пор "Обама-завтрак" — яичница, сосиски, стейк или блинчики — хит заказов.

Прической Обамы 14 лет занимался парикмахер Зарифф. После избрания кресло с автографом 44-го президента убрали под стекло, вывесили фотографии и его именем назвали стрижку. Других и нет — только она, за 21 доллар. С 2008 длина волос и укорачивалась — вместе с падением рейтингов — и удлинялась.

"Я его только по телевизору теперь вижу. Два года он к нам не заходил. Секретные службы, наверное, не пускают. Но он точно победит. В этом нет никаких сомнений", — уверен Зарифф.

Первым Хайд-Парк — "черный" район Чикаго — прославил боксер Моххамед Али, который тут жил по соседству. Но больше дивидендов жителям, конечно, принес действующий президент. Когда-то это была "обамамания", а он — почти иконой, теперь к президенту даже здесь довольно ровное отношение. И пусть на него теперь здесь уже не молятся, но верят, что это имя здесь не забудут как минимум еще на один срок.