Трудный путь циклопической мельницы

На Колыме произошел транспортный коллапс: из-за колонны грузовиков, которые перевозят крупнейшую в мире мельницу для добычи золота, на Тенькинской трассе образовались пробки. Грунтовая дорога настолько узкая и разбитая, что большегрузные машины могут двигаться лишь со скоростью пешехода.

На Колыме произошел транспортный коллапс: из-за колонны грузовиков, которые перевозят крупнейшую в мире мельницу для добычи золота, на Тенькинской трассе образовались пробки. Везут мельницу на рудник имени Матросова. Грунтовая дорога настолько узкая и разбитая, что большегрузные машины могут двигаться лишь со скоростью пешехода.

Почти 70 негабаритных позиций, девять из которых весом по 98 тонн. Это крупнейшая в мире мельница для переработки руды, диаметр ее барабана — 9 метров. Груз должен преодолеть 400 километров по узкой Тенькинской дороге.

Колонна с техникой передвигается со скоростью пешехода. Дорога грунтовая, и если ехать быстрее, то поднимаются клубы пыли, из-за которой водители не видят дороги. Кроме того, быстро ехать нельзя из-за особенностей самого груза. Конечно, он закреплен на тралах, но любая неровность, резкий спуск или подъем опасны.

Сложности с транспортировкой крупногабаритного оборудования для золотодобытчиков начались еще в Магадане. Мельницу доставили на Колыму морем, а вывозить ее из города решили поздно ночью. Дороги в Магадане перекрыли, линии электропередачи на время операции пришлось почти везде снять, связисты подняли оптоволоконный кабель. За ночь колонна с оборудованием едва покинула Магадан.

Дорога до Палатки тоже оказалась непростой. Водителям приходилось то и дело останавливаться, по всей трассе образовались огромные пробки. Автоинспекторы на ходу регулировали движение транспорта. Командир взвода ДПС Управления МВД России по Магаданской области Сергей Марикин пояснил: "Сложность в том, что негабарит — 9 метров и 7 метров — выступает, а дороги у нас узкие. По возможности людей пропускаем. Люди едут в аэропорт, кто-то торопится на самолет. Стараемся, входим в положение".

Но самой сложной оказалась трасса Палатка-Кулу-Нексикан. По всей ее длине сейчас работают дорожники, которые создают насыпи, равняют полотно, укрепляют мосты. Во многих местах с бездорожьем приходиться бороться по ходу движения. В некоторых местах колонна остановилась, так как даже небольшой бугор из гравия техника не может преодолеть. Впереди пускают погрузчик.

Директор Магаданской дорожной компании Дмитрий Ярков признал: "Дорога в плохом состоянии находится. Ее давно нужно было привести в нормативное состояние, но этого никто не делал. Сейчас делают, но не с тем размахом, с каким хотелось бы".

На реке Армань для перевозки мельницы дорожники соорудили целую плотину. Имеющийся здесь мост – самый большой на Тенькинской трассе, но он аварийный, а новый пока только строят, поэтому для большегрузов создали объезд. Днем эту дорогу закрывают для всех видов транспорта, разъехаться на узкой трассе во время движения колонны невозможно. Для жителей, которые, к примеру, торопятся в аэропорт, рудник имени Матросова обещает выделить вертолет.

Исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Владимир Печеный пояснил: "Сделаны соответствующие объявления для предприятий, которые обеспечивают сегодня свои собственные нужды, с тем, чтобы развести эти два потока. В ночное время движение будет полностью открыто, большегрузный транспорт будет стоять. В дневное время, наоборот, будет обеспечено движение, перевозка до места назначения – до рудника Матросова".

До рудника имени Матросова колонна с техникой должна добраться примерно в конце апреля. Эта транспортная операция станет самой масштабной и сложной за всю историю Магаданской области.