Пострадавшие от паводка жители не могут выплачивать кредиты

Жители Дальнего Востока, которые из-за паводка остались без жилья и работы, сейчас не в состоянии выплачивать кредиты. Некоторые банки пошли навстречу и предоставили рассрочку. Другие требуют вносить платежи, несмотря ни на что.

Жители Дальнего Востока, которые из-за паводка остались без жилья и работы, сейчас не в состоянии выплачивать кредиты. Некоторые банки пошли навстречу и предоставили рассрочку. Другие требуют вносить платежи, несмотря ни на что.

Александра Кушнерук с острова Большой Уссурийский сейчас живет в пункте временного размещения. На восьмом месяце беременности волноваться ей приходится не только о здоровье малыша, но и об очередном платеже по кредиту, который просрочен уже почти на полмесяца. Денег нет совсем. Там, в зоне подтопления, она и муж оставили не только жилье, но и работу.

"Они говорят, что надо все равно заплатить. И все больше они ничего не говорят. Угрожают чем-то? Ну, то, что приставы могут приехать", — говорит она.

В санаторий Уссури с острова переехали шестьдесят человек. У каждого второго в банках кредиты. По десять, по сорок, по сто тысяч рублей люди брали на зимние сапоги, ремонты квартир, бытовую технику. Все это осталось там, под водой. Непотопляемыми оказались только долги.

"Я позвонила — они говорят: "Мы вообще никакой отсрочки не даем, нам без разницы эвакуированные вы или утонули. Платите, и все! Вы обязаны!" — рассказывает жительница острова Большой Уссурийский Валерия Ковалева.

Идти или нет навстречу клиентам, чья платежеспособность зависит от уровня амурской воды? Ни один контролирующий орган не в силах повлиять на решение банка. Крупные филиалы по своей инициативе разрабатывают для пострадавших возможные варианты.

"Клиенту делается рассрочка платежа, то есть, в течение двух месяцев он не приходит в банк и не делает никаких взносов", — говорит вице-президент филиала банка Дмитрий Гриднев.

"Переносим платежи на срок до года. То есть, в течение года люди могут не платить основной долг, ну и проценты по необходимости", — рассказывает управляющий головным отделением банка по Хабаровскому краю Сергей Юрченко.

"Мы увеличиваем срок кредитного договора до 10 лет. Одновременно снижаем процентную ставку по этим кредитам", — говорит управляющий банком Александр Пальцев.

Тех, кто получил от кредиторов другой ответ, ждут в управлении Роспотребнадзора. Помощь окажут, но только консультативную: грамотно составят заявление сначала в банк, потом в суд.

"450-я статья Гражданского кодекса, в которой говорится, что при существенном изменении обстоятельств можно потребовать изменения условий договора. Если вторая сторона не хочет добровольно изменить условия, то только через суд", — говорит ведущий специалист отдела управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Анна Даньшина.

Не только о долгах — о возвращении домой сейчас день и ночь думают островитяне. Вместе решают, как будут сушить и ремонтировать жилье, как в складчину покупать необходимую технику и мебель. Надеются: в такой ситуации банки все же дадут им время, а не заставят ходить по судам.