Граненому стакану дали вторую жизнь

На предприятии, которое еще недавно было банкротом, открыт список вакансий – градообразующее стекольный завод в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области вновь приступил к выпуску продукции. После нескольких лет простоя и разрухи печи зажгли, цеха открыли, производство будут расширять.

На предприятии, которое еще недавно было банкротом, открыт список вакансий. Градообразующее предприятие — стекольный завод в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области — вновь приступил к выпуску продукции. После нескольких лет простоя и разрухи печи зажгли, цеха открыли, производство будут расширять.

Гонг призывает к возрождению завода в Гусь-Хрустальном — новый стекловарный цех наконец-то открыт. Бывшие работники возвращаются к трудовым будням.

"Я просто обязан быть здесь, возрождать то ремесло, что было когда-то", — признался Владимир Касаткин, заслуженный художник России.

Владимир Касаткин до сих пор не может поверить — его второй дом, в котором он провел больше 40 лет, все-таки обрел новую жизнь. Последние два десятилетия предприятие лихорадило. Обесточенные пустующие цеха и одни долги. Собственники приходили и уходили, а завод оставался банкротом.

"Всего лишь год назад здесь можно было кино снимать: руины, старая печь", — вспоминает глава города Гусь-Хрустальный Николай Балахин.

Теперь здесь чисто, тепло и светло, а главное — горит огонь в печи. Это значит, что живет и город. Это — неразрывная связь. В лучшие времена на предприятии работали семь тысяч человек. Фужеры, вазы и знаменитые граненые стаканы — их выпускали десятками миллионов штук. В новом цеху масштабы, конечно, будут уже не те.

Стекловарный цех — это даже не часть некогда огромного производства, а полноценный завод в Гусь-Хрустальном, но уже в уменьшенном масштабе, ведь рынок все равно диктует свои условия. И такого большого количества хрусталя, как в советские времена, сейчас потребителю не нужно. Производить здесь теперь будут только сувенирную продукцию в небольших количествах. И хотя мощности ограничены, мастера — а их пока тридцать — без работы точно не останутся.

"У нас очень много заказов — где-то на восемь месяцев", — сказал стеклодув Евгений Гусев.

Впрочем, заказчик готов хоть сейчас купить гусевский хрусталь. На местном стеклянном рынке — продукция 50 заводов: хрусталь из Белоруссии, китайская керамика, а товара из Гусь-Хрустального почти нет. Продают либо оставшиеся запасы либо обращаются к бывшим работникам завода. Последние гранят стекло дома, а потом выставляют на рынке под заводской маркой. За это их обидно прозвали — "кустарями". Но благодаря им бренд Гусевского хрустального завода до сих пор жив и жить будет. Две заводские печи уже варят стекло, еще две заработают со дня на день.

"Это только начало, — уверена Светлана Орлова, губернатор Владимирской области. — Будем смотреть дальше. Главное, что в Гусь-Хрустальный вернулась история".

В планах — трудоустроить триста человек и создать на пустующих площадях город ремесленников. В день открытия обновленного производства изготовили первую работу. Выбор не случайный — стеклянная лошадка, символ наступающего года, который, как надеются гусевчане, в истории хрустального завода станет особенным.