Серьезные волнения вспыхнули с среду в Бишкеке. Митинг, организованный парламентской оппозицией, перерос в попытку штурма Дома правительства на центральной площади киргизской столицы. Охранявшие здание военные оборонялись с помощью шумовых гранат и слезоточивого газа. С обеих сторон есть раненые. Чего хотели митингующие, и почему они так радикально выражали свои требования?
Митинг на главной площади Бишкека был заявлен как оппозиционный, но мирный. Однако в Киргизии хорошо помнят, что именно с таких заявлений обычно начинались три последние революции, и потому милиция, вероятно, подготовилась заранее. Очень уж быстро в центре города оказался милицейский спецназ. Произошло это после того, как полутысячная толпа пошла на штурм Дома правительства.
Власти хоть и готовились к митингу, но такой прыти от митингующих оппозиционеров не ожидали. Поэтому события развернулись и на площади, и за забором. Те, кто успел перелезть во внутренний двор, пытались взломать железные двери, их обороняла только охрана. Отогнать от двери нападающих удалось, но они по-прежнему имели численный перевес, и во дворе даже помповые ружья и резиновые пули не являлись весомым аргументом.
А за забором все было ровно наоборот. Спецназ в шлемах и со щитами при поддержке конных милиционеров быстро рассек толпу нападающих, разогнал их по прилегающим улицам. Тут тоже в ход пошли и светошумовые гранаты и слезоточивый газ.
К обеду ситуация вокруг здания правительства была полностью взята под контроль, можно сказать, без особых потерь с обеих сторон. Из десятерых раненых госпитализированы с огнестрельными ранениями трое, причем двое из них — это сотрудники полиции.
Власти уже пообещали, во-первых, наказать виновных — аресты последовали сразу после разгона митинга. Не исключено, что за решетку попадут и лидеры киргизской оппозиции, которые организовали митинг.
"Действиям организаторов митинга и зачинщиков беспорядков будет дана правовая оценка. Незаконность произошедшего налицо", — заявил первый замминистра внутренних дел Киргизии Бактыбек Алымбеков.
Речь в первую очередь идет о лидере оппозиционной партии "Ата-Журт" Садыре Жапарове. Это именно он призывал с трибуны к немедленной национализации киргизского золоторудного месторождения "Кумтор".
Стоит пояснить, о чем речь. "Кумтор" — это основное бюджетообразующее предприятие страны. Оно генерирует 10 процентов ВВП и треть экспорта, но полностью принадлежит канадцам. Причина проста: начали разрабатывать "Кумтор" в 1997 году. Но наземные золотые жилы быстро истощились, а для ведения работ на глубине у Киргизии не было технологий. В 2004 году будущий президент Бакиев полностью передал месторождение канадской "Центерра Голд" в обмен на 33 процента акций компании.
В 2010 году режим Бакиева свергли, а оппозиционеры теперь требуют месторождение национализировать. Впрочем, многие политологи говорят о том, что эти простые популистские лозунги "взять и все поделить" – лишь отвлекающий маневр. Дело в том, что сам оппозиционер Садыр Жапаров обвиняется прокуратурой республики в содействии захвату имущества семьи свергнутого президента Курманбека Бакиева.
И теперь Жапаров пытается отвлечь внимание общественности от этого уголовного дела. А в Киргизии, где люди за несколько лет пережили три революции и межнациональные столкновения, поднять кого-либо на митинг и даже на штурм Дома правительства совсем нетрудно.
Власти Киргизии уже заявили, что никто у канадской "Центерра Голд" отбирать рудник, конечно, не будет. А оппозиционеры пообещали вновь вывести сторонников на митинг.




























































































