Генеральная Ассамблея ООН повысила статус Палестины до государства-наблюдателя. В ходе голосования выяснилось, что противников независимости Палестины гораздо меньше, чем её сторонников.

Генеральная Ассамблея ООН 193 голосами против 9 (41 делегат воздержались) приняла резолюцию, в которой присвоила Палестинской национальной автономии (ПНА) статус государства-наблюдателя, приравняв её, таким образом, к Ватикану. Все права ООП, которая признаётся ООН как "единственный законный представитель палестинского народа", были сохранены. Новый статус даёт палестинцам возможность подавать жалобы на Израиль в международный Гаагский трибунал. Примечателен список голосовавших против: помимо ожидаемых Израиля и США, туда попали Канада, Чехия, Панама, а также такие экзотические государственные образования, как Маршалловы острова, Микронезия, Палау и Науру.

Статус Палестины – ключевой вопрос арабо-израильских отношений и всей ситуации на Ближнем Востоке в целом. 29 ноября 1947 года на Генеральной Ассамблее ООН был принят план о разделе Палестины после вывода оттуда британских войск. По этому плану территория Израиля должна была быть значительно меньше, чем сейчас, а Иерусалим и Вифлеем переходили под международный контроль, однако план был с ликованием встречен еврейской общиной, за исключением некоторых радикальных организаций. План был решительно отвергнут Лигой Арабских Государств (ЛАГ), поскольку ущемлял права 67% нееврейского населения Палестины. Тем не менее резолюция была принята 33 голосами против 13 (10 воздержались), и Британия приступила к выводу войск. 14 мая 1948 года последние солдаты покинули Палестину, и премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион заявил о создании государства Израиль. На следующий день, 15 мая, войска ЛАГ вошли на территорию Палестины, где на тот момент уже полгода шла война за подмандатные территории между еврейскими и арабскими вооружёнными формированиями.

После окончания военных действий под контролем Израиля оказалось больше половины территорий, которые, согласно декларации ООН, должны были стать частью палестинского государства. Около 600 тысяч палестинских арабов стали беженцами, поэтому в арабской историографии эта война называется "ан-Накба", что переводится как "катастрофа". Сектор Газа был оккупирован Египтом, а Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим (Старый город) – Трансиорданией, свыше 800 тысяч евреев были вынуждены бежать в Израиль. Следующим крупномасштабным конфликтом стала Шестидневная война 1967 года, в ходе которой Израиль оккупировал Синайский полуостров, Западный берег вместе со Старым городом, а также Голанские высоты, ранее принадлежавшие Сирии. После подписания в 1979 году мирного договора Израиль вернул Египту Синайский полуостров и вывел оттуда войска. А в 1980 году кнессет принял закон о Иерусалиме – "единой и неделимой столице Израиля", таким образом, аннексировав его. Этот закон не признан ООН, а территория Старого города оспаривается Палестинской национальной администрацией (ПНА). Голанские высоты были аннексированы Израилем в 1981 году – эта аннексия также была признана ООН недействительной.

В 2005 году Израиль вывел войска из сектора Газа, а в 2006 году на муниципальных выборах убедительную победу одержало движение ХАМАС. Это привело к росту напряжённости в отношениях с движением ФАТХ, которое является частью Организации освобождения Палестины (ООП) – единственной организацией, законно представляющей интересы палестинского народа и признанной ООН. В 2007 году после непродолжительного конфликта с ФАТХ, движение ХАМАС захватило власть в секторе Газа и контролирует его до сих пор. После этого Израиль объявил об экономической блокаде "враждебного политического образования", закрыв границу для жителей сектора Газа. Таким образом, ПНА, признанная сегодня государством-наблюдателем ООН, контролирует лишь Западный берег реки Иордан, да и то не полностью. Несмотря на недавнее потепление отношений, перед лицом общего врага во время проведения Армией обороны Израиля восьмидневонй операции "Облачный столп", разногласия между руководством частей автономии остаются. Так, один из лидеров ХАМАС Иззат аль-Рашк приветствовал принятие резолюции, однако призвал рассматривать её в рамках "национального проекта, основанного на правах и бескомпромиссных национальных принципах создания палестинского государства от океана до реки Иордан". Напомним, движение ХАМАС не признаёт Израиль, в то время как Махмуд Аббас с трибуны ООН заявил о том, что признание Палестины страной-наблюдателем – "шанс решить палестино-израильский конфликт, основываясь на создании двух государств".

Это уже вторая дипломатическая победа Аббаса – почти год назад, 13 декабря 2011 года, Палестина стала 195-м членом ЮНЕСКО, а спустя два дня Палестину первой из западных стран признала Исландия. В настоящий момент Государство Палестина признают 131 из 193 членов ООН, включая двух постоянных членов Совета Безопасности – Россию и Китай. Тем не менее, для обретения статуса страны-члена ООН Палестине необходимо получить единогласное согласие пяти постоянных членов Совбеза, что, очевидно, не представляется возможным: представители США неоднократно заявляли, что заблокируют палестинскую заявку, даже если она будет поддержана другими постоянными членами Совбеза (Францией, Россией, Китаем и Великобританией).

Позиция США совпадает с мнением официальных лиц Израиля, которые сегодня выразили разочарование по поводу принятой резолюции, заявив, что оно неизбежно приведёт к деградации мирного процесса. Основные претензии к руководству палестинской автономии – непрекращающаяся террористическая активность палестинцев, отсутствие полноценного контроля над территориями, а также неспособность выработать общую стратегию по отношению к Израилю. Также отмечается необходимость создания транзитных маршрутов между палестинскими анклавами, который неизбежно будет проходить по территории Израиля, а, значит, потребует дополнительных затрат для обеспечения безопасности.

Однако даже лёгкого исторического экскурса достаточно, чтобы понять, что корни неприятия палестинской независимости кроются совсем не в этом. Главные проблемы – это аннексированный Восточный Иерусалим, который ООН не признаёт частью Израиля, а также судьба многочисленных еврейских поселений в Старом городе и на Западном берегу реки Иордан, в которых, в общей сложности, проживают не менее полумиллиона человек. В случае признании Палестины государством, Совет Безопасности будет вынужден вынести резолюцию по этим территориям, а это при любом раскладе не устроит Израиль: для сравнения, во время реализации плана одностороннего размежевания было эвакуировано всего 25 поселений, в которых проживало 8 тысяч человек. Разразившийся внутриполитический и международный скандал позволяет сделать очевидный вывод: решение об эвакуации поселений равнозначно для израильских властей политическому самоубийству. Особую тревогу вызвали последствия эвакуации поселений – многие палестинцы, работавшие там, лишились работы, что привело к ухудшению экономической обстановки, росту народного недовольства и террористической активности. Учитывая все эти факторы, Израиль, по сути, заинтересован не в создании палестинского государства, а в затягивании статус-кво, чем и объясняется позиция его лидеров.

Впрочем, не все израильские политики критикуют новый статус Палестины. Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт назвал его базой для создания двух государств и выразил надежду, что решение будет найдено в самое ближайшее время. "Время уходит, и уходит оно для Израиля, а не для Палестины", — заявил Ольмерт. Возможно, меняющаяся ситуация на Ближнем Востоке действительно вынудит израильское руководство проявить большую гибкость. Так, о своём возвращении в политику недавно заявила бывшая глава МИД Ципи Ливни, которая является сторонником скорейшего урегулирования конфликта. Кто знает, возможно, до создания полноправного государства, к которому палестинцы идут больше 60 лет, осталось гораздо меньше, чем кажется.