Архитектора-реставратора Веру Лебедеву называют основоположником российской школы реставрации. Именно благодаря ей в Пскове сохранились лучшие образцы средневековой архитектуры. Лебедева стала лауреатом государственной премии "Хранители наследия" в номинации "Историческая память".

Архитектора-реставратора Веру Лебедеву называют основоположником российской школы реставрации. Именно благодаря ей в Пскове сохранились лучшие образцы средневековой архитектуры. Лебедева стала лауреатом государственной премии "Хранители наследия" в номинации "Историческая память". Она была первой из тех, кто, несмотря на запрет властей, восстанавливал уникальные церкви.

Храм на родине княгини Ольги в Выбутах архитектор-реставратор Вера Лебедева исследовала еще в 1955 году, тогда же были проведены противоаварийные работы. Этот памятник архитектуры XIII века удалось сохранить, как и псковскую церковь Старого Вознесения, Спасо-Елиазаровский монастырь, хлебопекарни Елисеевского полка возле Геремячей башни, имение друзей Пушкина в Тригорском и усадьбу Римского-Корсакова. Это лишь немногие из проектов архитектора-реставратора Веры Лебедевой, над которыми она работала в 1950-60 годы — время расцвета псковской реставрации.

По красной ковровой дорожке под аплодисменты Вера Лебедева впервые в жизни поднимается за высокой наградой Министерства культуры России "Хранители наследия". Председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева отметила: "Много людей, которые призывают: надо спасти, надо сделать. А эта женщина, Вера Алексеевна Лебедева, из тех, кто делает, конкретно работает, и без ее работы невозможно сохранить то, что нужно сохранить".

Об этом она теперь вспоминает, рассматривая фотографии друзей-архитекторов, с которыми начинала работу в Пскове сразу после войны. Когда уничтожалось все, что связано с религией, там сумели изучить и восстановить уникальные памятники средневековья. Вера Лебедева рассказывает, что в этом заслуга лишь нескольких человек — молодых ленинградских специалистов, которые работали под началом реставратора Всеволода Смирнова. "Мы все отдавали памятникам. Больше никто как-то не интересовался. Когда мы увидели, как Всеволод Петрович работает — обмеряет, делает зарисовки, то мы думали: "Надо же! Эти люди пришли с войны, и как хорошо они относятся к нашим памятникам". Уже за одно это у меня возникло такое чувство, что это настоящие люди", — вспоминает Вера Лебедева.

Она из таких же настоящих, которые не знали, что такое досуг, на работу ходили, как на праздник. Юным помощникам, мечтающим о кладах, объясняли, что главное сокровище они уже нашли — работают с памятником истории и культуры, и не только в архивах. В холод и в зной они обмеряли уникальные полуразрушенные объекты псковской глубинки, по ночам при свете настольной ламы вычерчивали первоначальные материалы — кроки, приспособив снятую с петель оконную раму. И рисковали жизнью. Однажды накануне работ ночью рухнула ветхая колокольня Старого Вознесения. Тогда только чудом никто не погиб.

Смотритель храма Ильи Пророка в Выбутах Владимир Морозов отметил: "По большому счету, эти чувства непередаваемы. Это чувство гордости за то, что есть такие люди, которые в годы тяжелых гонений занимались сохранением нашего культурного и духовного наследия".

В архивах Веры Лебедевой, которые она бережно систематизирует, теперь, когда, наконец, появилось личное время, бережно хранятся уникальные черновики исследований, фотографии уникальных объектов и воспоминания об открытиях, таких, как, например, храмозданная надпись, обнаруженная под барабаном церкви Пустое Воскресение. На ней — имена и даты, информация, которая пережила века.