Евгения Чирикова, экологическая активистка, известная своей борьбой за Химкинский лес и против строительства новой автодороги "Москва – Санкт-Петербург", объявила на пресс-конференции, что она не намерена баллотироваться в губернаторы Московской области. Выборы, как известно, намечены на осень этого года.
На первый взгляд, тут разумная оценка своих возможностей. В октябре 2012 года Чирикова баллотировалась на пост главы администрации Химок и заняла второе место, но лишь с 17,5 процента голосов. Тогдашний исполняющий обязанности Олег Шахов победил, набрав 47 процентов, то есть, отрыв был довольно велик. Это при том, что Химки — электоральная вотчина Чириковой, где на ее стороне были важные преимущества. Вся борьба за Химкинский лес, а это был главный ее избирательный козырь, разворачивалась на глазах у химкинцев. Опять же она своя, местная, что на городских выборах, где не любят варягов, немаловажно.
На областных выборах у нее таких преимуществ уже нет, в то время как московское областное хозяйство не просто сложное, а очень сложное. Начиная с географии — весьма трудно управлять кольцеобразным территориальным образованием, внутри которого неподвластная тебе Москва. Недавнее расширение Москвы за счет области эту проблему только усугубило. Неравномерность территории, среди которых есть округа сверхбогатые и округа провинциально депрессивные, делают область регионом редкостных контрастов. Степень злоупотреблений и застарелого беспорядка высока даже по снисходительным российским меркам. Кто сможет привести все это в относительно пристойное состояние, непонятно, но управленческий опыт эколога Чириковой тут явно недостаточен. Поражать лесозаготовительную технику вроде героя-змееборца, поражающего дракона — это хорошо, но для решения запущенных проблем области этого все-таки мало.
Насчет губернаторства — это здравое решение, но Чирикова совсем не собирается уходить на покой. Она сообщила, что всецело "сосредотачивается на задачах, связанных с предотвращением строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которое уничтожит значительную часть лесных массивов Подмосковья". А это намерения серьезные. В случае с трассой "Москва — Петербург" не все, конечно, определялось действиями Чириковой, но нанести существенный урон планам строительства дороги ей удалось. То, что перспективы пристойного автомобильного сообщения между двумя столицами крайне туманны — это, несомненно, и ее заслуга. Проект ЦКАД, то есть круговой дороги в обход Москвы, которая призвана заменить устаревшую "бетонку" и оттянуть транзитный транспорт — это не менее эффектная цель для экологической борьбы, и торпедировать или, по крайней мере, сильно замедлить строительство — значит продлить коллапс столичного транспортного узла на неопределенное время.
Дело, конечно, не в самой Чириковой — она же не страшная волшебница, чтобы силой своих чар единолично парализовать строительство. Дело в том, что России очень не повезло со временем. В Европе основная часть дорог и вообще транспортной инфраструктуры была построена в 1950-1970-е годы., когда никакие экологи особенно не мешали, а борьба за зеленый мир развернулась позднее, когда дороги уже были. Сперва построили, а потом начали бороться. В России процессы строительства и процессы бескомпромиссной "зеленой" борьбы разворачиваются одновременно, что делает обустройство вдвойне трудной задачей. Для изнемогающих от дорожного неблагоустройства городов и транспорта, это, впрочем, слабое утешение.




















































































