Тема:

Задержан агент ЦРУ 10 лет назад

Корреспондент "Вестей" примерил парик дипломата-шпиона

Майкл Макфол был вызван в российский МИД. Ему заявлен протест в связи с новым шпионским скандалом. Ранее третьего секретаря посольства США взяли с поличным при попытке завербовать работника одной из российских спецслужб. Глава дипмиссии отказался от комментариев. Зато новые улики предоставили в ФСБ.

Американский посол Майкл Макфол был вызван в российский МИД. Ему заявлен протест в связи с новым шпионским скандалом. Ранее третьего секретаря посольства США взяли с поличным при попытке завербовать работника одной из российских спецслужб. Глава дипмиссии отказался от комментариев журналистам. Зато новые подробности и улики предоставили в ФСБ.

То, что Райан Фогл является кадровым сотрудником ЦРУ, а не просто дипломатом, оперативникам ФСБ было известно уже в 2011 году, когда Фогл приехал в Москву. Заниматься разведывательной работой он начал практически сразу. И все это время он был под контролем специального подразделения ФСБ, которое как раз и занимается борьбой с агентурой ЦРУ. Создано он было еще в годы СССР, и именно для решения этой конкретной задачи.

За передвижениями Фогла по Москве следили постоянно, в том числе и в день задержания. Он выехал из посольства во второй половине дня, точнее, его вывез на своей машине другой агент ЦРУ под прикрытием. В автосервисе в одном из отдаленных от центра районов столицы Фогл вылез из машины, в парике, и уже оттуда отправился на встречу. Точнее, на попытку вербовки сотрудника российских спецслужб. В ФСБ прямо об этом не говорят, но, скорее всего, вербовать американец пытался именно сотрудника контрразведки. Причем делал это он совсем прямолинейно — позвонил по телефону, предложил деньги, сказал, что нужна информация.

Согласно инструкции агент ЦРУ на задании обязан записывать на диктофон все, что с ним происходит, чтобы потом отчитаться перед начальником. И у Фогла, конечно, тоже был диктофон с собой, когда он говорил с российским офицером. Разговор продолжался пять минут, а сразу после этого сам офицер, которого пытались вербовать, и задержал Райана Фогла.

О париках стоит сказать отдельно. Людям непосвященным показалось было, что выглядит эта ситуация как-то уж слишком нереально — в век цифровых технологий шпион идет на встречу в парике и темных очках. Но, по словам сотрудников спецотдела ФСБ, как раз-таки использование простых средств внешней маскировки — классический прием, характерный почерк, именно агентов ЦРУ. Такой шпионский "олдскул" (старая школа) — надежная и простая. "Вести" проверили это на себе.

На самом деле — если службы наружного наблюдения контрразведки получили ориентировку на поиск коротко стриженного мужчины, а из посольства выезжает волосатый брюнет в темных очках, то определить — кто это — не так уж и легко, а если он потом где-нибудь переоденется и станет брюнетом студенческого вида, то искать его еще сложнее. Райан Фогл именно так себя и вел: вышел из посольства брюнетом, ночью его задержали блондином.

Еще один интересный момент: у Фогла были изъяты атлас и компас. Многие недоумевали: зачем все это, когда в любом телефоне или планшетнике есть карты? Так вот, по инструкции, агент ЦРУ не должен брать на задание электронные устройства, по которым его можно отследить — такие как телефон или GPS-навигатор, так что компас и атлас — тоже старая школа.

В начале года другой сотрудник ЦРУ Бенджамин Диллон, тоже работавший под прикрытием третьего секретаря посольства США, пытался вербовать российского контрразведчика. Это подтвердил и один из оперативных сотрудников ФСБ России: "Тоже была попытка вербовки офицера спецслужб, но мы тогда попросили не предавать эту акцию огласке в СМИ".

И вообще, по словам российских контрразведчиков, последнее время активность резидентуры ЦРУ заметно усилилась. Причем особенно часто они пытаются вербовать именно сотрудников отечественных спецслужб и государственных чиновников. Имя и официальная должность сотрудника ЦРУ под прикрытием, который помогал Фоглу в день, когда его задержали, нашим оперативникам, конечно, тоже известны.

Сам Фогл в ближайшие дни покинет Россию, а его дальнейшая карьера в ЦРУ, вероятно, под большим вопросом. Теперь ведь не только в ФСБ знают, что он — не дипломат, а шпион.