Тема:

"Селигер-2010" 13 лет назад

Вдоль Селигера промчались роботы на колесах

В рамках всероссийского форума "Селигер-2010" прошел робокросс. По трассе вдоль озера промчались "ГАЗели", управляемые с помощью спутника, и гоночные болиды, собранные из электроскейтов. Это творения молодых ученых и изобретателей, которые после демонстрации получили шанс неплохо заработать.

В рамках всероссийского форума "Селигер-2010" прошел робокросс. По трассе вдоль озера промчались "ГАЗели", управляемые с помощью спутника, и гоночные болиды, собранные из электроскейтов. Это творения молодых ученых и изобретателей, которые после демонстрации получили шанс неплохо заработать – роботизированными авто заинтересовались сразу несколько предприятий.

Перед стартом этой гонки водитель выходит из машины. Двухтонная газель едет сама, ей управляет компьютер через спутниковую систему ГЛОНАСС. Это и есть робокросс. Погрешность работы системы – до трех метров. Поэтому засчитывается даже остановка перед финишной чертой.

"Самая большая проблема была в том, что точность определения координат приемником недостаточна для того, чтобы управлять машиной на таких небольших расстояниях", – отмечает Андрей Лунев из Нижнего Новгорода.

В планах – увеличить длину маршрута с 200 метров до 30 километров, и к тому же по дорогам общего пользования. Для этого необходимо совершенствовать систему управления. Ведь пока эти умные машины не видят ни ям, ни столбов. Отдельным зачетом в робокроссе участвуют и самоделки. Уфимская команда из двух электроскейтов собрала гоночный болид.

Главная идея таких конструкторских соревнований, говорят организаторы – вытащить людей из-за компьютеров и заставить работать не только головой, но и руками. Создавать оптимальную модель приходится опытным путем. Все самоделки сделаны из одинаковых деталей, но одни проходят трассу за полчаса, другим нужно несколько минут,а менее удачные модели только пылят, но не едут. Итоги работы подвели на пресс-конференции.

"Мы устраиваем соревнования совершенно нового образца. Ребята своими руками создают нечто совершенно новое – то, чего у нас в стране раньше не было, – говорит, – руководитель "Зворыкинского проекта" Дмитрий Кох. – Это машины, которые полностью управляются через ГЛОНАСС и без водителя".

Такая робототехника в России только начинает развиваться, громких открытий пока нет. Но само молодежное изобретательство активно развивается. 18 июля на Селигере заключен контракт на использование изобретения студента. Сумма контракта – 75 миллионов рублей. Сфера применения – управление гидроагрегатами. Не меньшей будет сумма, если состоится в будущем году задуманный 30 километровый пробег на автомобилях с автопилотом.