Уральский "Боинг"

В ближайшие годы российский авиапарк пополнится "Боингами" нового поколения. Соглашение об этом было подписано компанией "Боинг" и госкорпорацией "Ростехнологии". Примечательно, что делать новые самолеты будут из российского титана.

В ближайшие годы российский авиапарк пополнится "Боингами" нового поколения. Соглашение об этом было подписано компанией "Боинг" и госкорпорацией "Ростехнологии". Примечательно, что делать новые самолеты будут из российского титана.

В ближайшие годы российские авиалинии пополнятся 50-ю "Боингами-737" нового поколения. Соглашение об этом было подписано на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2010". Контракт оценивается почти в 4 миллиарда долларов. Однако благодаря давнему сотрудничеству "Боинга" и госкорпорации "Ростехнологии", самолеты обойдутся России на треть дешевле. Дело в том, что в американских лайнерах есть и российские технологии. Прежде всего – детали из российского титана, произведенного в небольшом уральском городке Верхняя Салда.

"Сегодня был замечательный день как для "Боинга", так и для России. Я думаю, это крупнейший контракт, который мы подписали в этом году", – заявил Джеймс Албау, президент и генеральный менеджер компании "Боинг-Гражданские самолеты".

"Я сегодня сказал, что "Боинг" сейчас получает 25% титана для своего производства. На самом деле, гораздо больше – 35%, а может уже к 40% приближается. Вы хоть и говорили, что в начале пути были некоторые сомнения по поводу стабильности наших отношений, но поскольку они развиваются, и объемы сотрудничества растут, я так понимаю, что эти все сомнения давно уже ушли в прошлое", – сообщил премьер-министр России Владимир Путин.

Именно поэтому президент компании "Боинг – Гражданские самолеты" Джеймс Албау и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов отправились на Урал на "ВСМПО-АВИСМА" – крупнейшее предприятие по производству титана. Джеймс Албау побывал в Верхней Салде впервые и не скрывал своего восхищения.

"Предъявляемые в корпорации "ВСМПО-АВИСМА" требования к качеству продукции поражают. Для нашего нового лайнера "Боинг-787" мы выбрали российский титан. По нашему мнению, это показатель его высокого качества. Должен признаться, что я очень сильно впечатлен и рад, что приехал сюда", – рассказал Джеймс Албау.

Титановые конструкции "ВСМПО-АВИСМА" сегодня можно найти в ракетах, подводных лодках, кораблях и даже внутри человеческого организма. Однако главные потребители титана – авиационные гиганты.

Известные конкуренты гражданского авиастроения – "Боинг" и "Эйрбас" – в своем выборе едины: если титан, то российский. Но "Боинг" пошел дальше. Уже год в Верхней Салде работает совместное предприятие с трудно произносимым по-русски, но знаковым названием – "Урал Боинг Мануфэкторинг". Здесь осваивают технологию производства готовых узлов и деталей для американских лайнеров.

Выбор "Боинга" в пользу российского титана не случаен. Титан довольно распространенный элемент в земной коре. Его месторождения – по всему миру. Однако работать с ним умеют немногие. Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" – единственная в мире компания полного цикла переработки титана. Не пропадает даже титановая стружка. Она идет на вторичную переработку.

Производство титана – сложнейший технологический процесс. Так выглядит титановая губка или шихта – первичное сырье. После прессования губка отправляется в самую "горячую" точку предприятия. Это крупнейший плавильный цех титана в мире. В таких вакуумно-дуговых печах делают титановые слитки. Печь – своеобразный бронешкаф, способный выдержать температуру до 3000 градусов.

"Крылатый металл" не должен иметь пустот. Даже микроскопическое нарушение может привести к авиакатастрофе. Чтобы выровнять структуру, слитки для авиации проходят 2-3 переплавки. Один цикл под постоянным наблюдением специалистов длится почти сутки.

"Ток, напряжение, вакуум. Как говорится, три параллельные прямые – это основа качественного процесса плавки", – объяснил Виктор Власов, оператор-плавильщик.

Весьма поразили американцев уникальные прессы уральцев. Вот этот – единственный в мире. С усилием в 75 тысяч тонн он штампует крупные детали для самолетов. В Америке такие детали варят из 4-х частей. Здесь же – несколько прессований и цельная штамповка крепления шасси к крылу готова.

Заказы на российский титан растут в геометрической прогрессии. Поэтому недавно в эксплуатацию запущен еще один пресс – "шеститысячник".

"1000 тонн каждый месяц добавки раскова. Это сокращает производственный технологический цикл и увеличивает объемы. То есть работает на то, чтобы вовремя исполнять заказы", – рассказал Николай Мельников, первый заместитель генерального директора ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".

Главная заслуга последних лет – производство крупногабаритных "черновых" штамповок для самолетов.

"Вся технология здесь 100% наша, все программы управляющие, весь инструмент, полностью подборка тоже производилась нашими специалистами здесь. Это 100-процентное ноу-хау, все это наше", – сообщил Сергей Евстигнеев, начальник цеха крупногабаритных штамповок.

Сотрудничество с "Боингом" приносит и технологические результаты. "Урал Боинг Мануфэкторинг" укомплектован новейшими 5-координатными станками американского производства. Вопрос об их поставке в Россию подтвержден отдельным разрешением президента США. Это можно расценить, как вещественное доказательство долговременного сотрудничества двух стран в авиастроении.

"У нас кооперация с "Боингом", видите, все углубляется, расширяется. За последние 5 лет значительные изменения произошли на самом предприятии. И создано вот это прекрасное совместное производство. И то, что мы приобрели 50 самолетов "Боинг" – это тоже, в общем-то, результат нашего совместного труда". – считает Сергей Чемезов, генеральный директор ГК "Ростехнологии".

Теперь американская сторона не только делится технологиями, но и обучает наших специалистов. В Верхней Салде делают готовые детали для лайнеров "Боинга". Дело – за российскими заказчиками.