Пилоты НАСА изучат ураган "Эрл" изнутри

Жители Восточного побережья США готовятся к встрече с "Эрлом". По словам метеорологов, это самый сильный и самый опасный ураган за весь сезон. На островах и во многих прибрежных городах уже начали эвакуацию, судам выходить в море запрещено, а те жители, что остались, запасаются продуктами и заколачивают окна в домах.

Едва ли не раритетный самолет 1959 года выпуска специалисты НАСА представляют как новинку авиастроения. Заботливо протерев лобовое стекло, пилот объясняет, почему эту снятую с производства в 1972 году машину Douglas DC 8 он безбоязненно направляет в эпицентр урагана 4-ой категории: "В самолете все механическое, ударь молния – ломаться нечему".

"Что интересно по поводу этого самолета: все узлы управления на тросах, именно поэтому мы используем эту модель самолета. Ему не страшны электромагнитные излучения, они не влияют на работу электроники. Ее нет", – рассказывает Скотт Браун, пилот НАСА.

Четырехмоторный самолет вонзается в густое тело урагана – дрожь не более чем при прохождении заурядной воздушной ямы. Но в иллюминаторе картина такая, словно борт проходит через конвейер автоматической мойки.

В центре урагана, его еще называют глазом урагана диаметром 15 километров – полное безмолвие в сочетании с 100-процентной видимостью, с высоты 10 километров можно разглядеть гребни бушующих волн океана внизу.

"Вот мы возвращаемся через глаз урагана, через стену вокруг глаза – здесь очень плотные тучи", – показывает Кэролин Батлер, специалист НАСА.

Кадры со спутника: ураган "Эрл" со скоростью 30 километров в час идет на Северную Каролину, Вирджинию, Мэриленд. Эвакуировано 100 тысяч человек, но если траектория чуть изменится, то тревога будет объявлена для миллиона жителей на побережье. Пока "Эрл", по размеру превышающий штат Калифорния, теряет силу – с четвертой категории он ослабел уже до второй. Правда, возможно, это только временно. Ученые признаются, что точно не знают.

"Это научная загадка – интенсивность урагана. Мы все смотрим прогнозы погоды, которые не идеальны. Есть большая доля неопределенности, будет ли следующий ураган первой категории или четвертой, или он вообще ослабнет до уровня тропического шторма", – объясняет Эдвард Зипсер, научный руководитель проекта НАСА.

Команда профессора Зипсера, пролетая сквозь "Эрл", пытается выяснить мотивацию урагана и что меняет его характер. Пыль в верхних слоях фронта, сухой воздух вокруг урагана, температура океана на поверхности – факторы, за которыми следят десятки сенсоров все 7 часов, что длится полет.

"Когда я начал работать с этой группой ученых, у меня не было ни одного седого волоса, – иронизирует пилот Ричард Эверс. – Ураган мощный. Я бы не хотел сейчас оказаться где-нибудь в Северной Каролине. Когда он подойдет ближе, ущерб от удара будет ощутимым".

Климат – глобальный и хрупкий – НАСА пытается обуздать военным инструментарием – бесплотниками, по сути формируя антиураганную разведку национального масштаба. Пыльные бури, которые зарождаются на другом конце света в Африке, в пустыне Сахара, на границе Алжира и Мавритании, дают жизнь ураганам, которые, свирепея, бушуют над Атлантикой и бьют по восточному побережью Соединенных Штатов. Непредсказуемая стихия застигает врасплох или держит в напряжении, часто напрасно, огромный регион несколько месяцев, приобретая характер фактора политического – это доказывает ураган-убийца с женским именем "Катрина".