Тема:

"Таганка" без Любимова 11 лет назад

Любимов: труппа театра на Таганке утратила интерес к сцене

Основатель и бессменный художественный руководитель "Таганки" Юрий Любимов вновь объяснил причины своего ухода из театра и дал понять, что дело не только в скандальных чешских гастролях. В своем заявлении он признался, что труппа театра в последнее время утратила интерес к игре на сцене.

Основатель и бессменный художественный руководитель "Таганки" Юрий Любимов вновь объяснил причины своего ухода из театра и дал понять, что дело не только в скандальных чешских гастролях. В своем заявлении, размещенном на официальном сайте театра, он признался, что труппа театра в последнее время утратила интерес к игре на сцене.

"А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться", – считает Юрий Любимов. – Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, в отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией".

Режиссера не устраивает, что актеры "забывают о том, что их главное предназначение – хорошо играть на сцене". Коснувшись скандальных событий, случившихся на гастролях в Чехии, Любимов подтвердил, что "актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще "не отыгранных" ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде". "Им надо было срочно "отовариться", как говорили в СССР, или же сделать "шопинг", как говорят сейчас", – пишет режиссер.

Говоря о ситуации в театре, худрук Таганки не скрывал, что "актеры стараются избежать занятости в спектаклях, стремятся как можно меньше быть задействованы в репертуаре". По его мнению, это объясняется тем, что "их оклад, их заработок не зависит ни от количества, ни от качества сыгранных ими ролей".

"Возникает такой редкий случай, что актер не хочет выходить на сцену, а хочет как можно скорее убежать из театра на дополнительные заработки. Оклад в театре, очень приличный по российским меркам, становится своеобразным пособием, страховкой, что развращает актеров", – цитирует Любимова ИТАР-ТАСС. – Все это, на мой взгляд, можно назвать профессиональной безнравственностью. Падение уровня профессионализма происходит сейчас по всей стране, во всех сферах. Я не хочу потакать этому, считаю это преступлением".

"В сложившейся ситуации репертуарный театр, который считается достоинством России, теряет свое лицо. Директор, художественный руководитель фактически не имеет возможности управлять театром и ничего не может сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Причина этого – в отсутствии необходимой законодательной базы. Получается нелепость: единственный человек, который работает по контракту – это директор театра. Это его могут "уйти" в любой момент, – продолжает Любимов. – В этой обстановке, после скандала, произошедшего на открытой репетиции в Праге, я вынужден был заявить актерам, что это моя последняя репетиция и что больше я работать с актерами театра в таких условиях не буду".

Юрий Любимов вновь посетовал, что "актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: "гони бабки".

По мнению знаменитого режиссера, "сохранить Таганку можно только, проведя реорганизацию театра", тем более, что с его основания прошло 48 лет, и такой шаг был бы вполне логичным.

"На контрактной основе, с новыми, отобранными мною по критерию профессиональной пригодности талантливыми актерами, я смог бы продолжить работу, – полагает Любимов. – Никакое искусство не делается коллективно, оно создается творческими индивидуумами, профессионалами, владеющими своим ремеслом".

27 июня Юрий Любимов назвал точную дату своего ухода из "Таганки": 15 июля режиссёр навсегда покинет созданный им театр. Это решение Любимов принял после скандала на гастролях в Чехии. Судя по всему, именно там чаши терпения и худрука, и актёров переполнились. Слухи о том, что на "Таганке" не всё гладко, ходили давно.