Проверка информации об освобождении подозреваемого в нападении на семилетнюю девочку в Благовещенске обернулась уголовными делами в отношении полицейских, следователя и сотрудников прокуратуры. В Следственном комитете заявляют, что хотят выяснить роль каждого из должностных лиц и объективно разобраться в ситуации.
Видимо, стоит признать честно: если бы не упорство мамы пострадавшей девочки, если бы не жители домов, которые вышли на улицу и, по сути, заставили задержать педофила, неизвестно, чем бы вся эта история закончилась. Потому что все правоохранительные структуры теперь вынуждены признать: они повели себя как минимум непрофессионально.
Итак, хронология того, как система не защитила ребенка от педофила. 19 июля ранее судимый преступник надругался над семилетней девочкой. Ее мама обращалась в органы внутренних дел с заявлением. Подозреваемого задержали, но после допроса отпустили домой. Как говорили милиционеры, "девочка путалась в показаниях". Хотя любой психолог может объяснить: простой вопрос – "А ты точно уверена, что это именно тот человек?" – может поставить и без того перепуганного до смерти ребенка в тупик.
Вообще в таком случае делом должен заниматься Следственный комитет. Милиционеры туда позвонили. Но, как выяснила прокурорская проверка, следователь работать в тот вечер не торопился.
"Следователь приехать оказался, велел получить объяснения и отпустить", – сообщает исполняющий обязанности прокурора Амурской области Александр Щербаков.
Милиционеры так и сделали: подозреваемого опросили и отпустили. Несмотря на заявление матери девочки, несмотря на то, что подозреваемый уже был судим. В отношении своего следователя Следственный комитет уже возбудил уголовное дело. Работать он больше не будет. Но и милиционеры тоже оказались не на высоте.
"Звонок следователю и его отказ – не причина не работать, – отмечает руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Амурской области Андрей Голомбиевский. – Надо было звонить дальше – его начальнику, звонить дежурному, надо было организовать работу по делу".
Мать девочки обращалась и в прокуратуру. Сначала – в городскую, потом – в областную, но там ее заявление не зарегистрировали. А что было дальше – известно. Мать пошла в Следственное управление Амурской области и добилась, чтобы оперативная группа выехала за подозреваемым. Следственная группа поехала за подозреваемым, квартиру обыскали, а мужчину попытались увезти. Но к этому моменту около подъезда уже собрались разъяренные всеобщим бездействием местные жители.
По сути, благодаря обычным людям страна и узнала о вопиющей ситуации в Благовещенске. В тот вечер люди были настроены решительно: хотели отбить насильника у полиции, чтобы расправиться с ним. Более 200 человек блокировали полицейской машины. Педофила смогли вывести из подъезда и посадить в машину лишь под прикрытием ОМОНа. И то его пришлось переодеть в форму сотрудника полиции.
В Управлении внутренних дел Благовещенска выводы в отношении своих сотрудников уже сделали. Наказание понесли 6 человек. Самое строгое – начальник дежурной смены Благовещенска. Он уволен.
"Выговор оперативному дежурному, "неполное служебно соответствие", – подтверждает начальник УМВД РФ по Амурской области Николай Аксенов.
При этом продолжается расследование в отношении сотрудника Следственного комитета, который отказался приехать в отдел и в отношении двух сотрудников прокуратуры, которые не стали принимать заявления у матери пострадавшей девочки. Уголовные дела возбуждены по статье "Халатность".
"Следственный комитет намерен и в дальнейшем жёстко пресекать любые действия или бездействие в подобных делах, невзирая на то, прокурорские ли это работники, полицейские или работники следственных органов", – констатировал руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Ситуация в Благовещенске еще, конечно, будет развиваться, и будут сделаны еще выводы. Потому что теперь выясняется, что возбуди дело сразу, доказательства вины педофила были бы собраны куда более весомые. И теперь милиция, прокуратура и Следственный комитет решают – кто больше виноват. А главное в этой истории как раз в том, что правоохранительная система, по сути, не захотела защитить ребенка. Хотя равнодушие, конечно, среди статей Уголовного кодекса не числится.