Обеспечением конфиденциальности информации занимаются тысячи высококвалифицированных специалистов. И всё равно утечки случаются. Какие системы до сих пор уязвимы? Что специалисты по безопасности делают не так? И чем можем помочь им мы сами? Об этом Анатолий Кузичев и Максим Кононенко поговорят с экспертами и с вами. В интернет-кафе "Соб@ка" на радио "Вести ФМ".
Кузичев: Всем доброго вечера, друзья! В интернет-кафе "Собака" как в старые добрые времена Анатолий Кузичев и Максим Кононенко. Я все время это подчеркиваю, повторяю, что мы с разными долями учредителей. Надо бы залезть в документы наши учредительные и проверить, потому что то, что ты всегда отводишь глаза при моих приветствиях, что-то настораживать меня начало в последний месяц. У нас в гостях сегодня Александр Матросов, директор Центра вирусных исследований и аналитики компании ESET. Саша, здравствуйте!
Матросов: Добрый день! Сегодня мы будем говорить про различные угрозы и страшные вирусы.
Кононенко: Я думал, что "вирусных исследований", это как вирусная реклама. Это вирусы, которые распространяются сами.
Кузичев: Точно! Точно!
Матросов: Да, только немного страшнее, и наносит гораздо больший ущерб и пользователям, и компьютерам.
Кузичев: Во-первых, мы с вами сегодня поговорим о самых распространенных угрозах, самых популярных, как защититься и так далее. О том, как вы пишете вирус, чтобы потом нас защищать от них, и как это происходит: разные ли это лаборатории, в одном ли помещении это происходит или все-таки по-разному, чтобы люди не заподозрили?
Кононенко: Ведь каждый человек, который занимается чем-нибудь антивирусным, он всегда в каждом своем интервью первым вопросом отвечает вот на это!
Матросов: Да, да.
Кузичев: Естественно. И нельзя изменять эту традицию добрую.
Матросов: Нет, вирусы мы не пишем. На самом деле, мы защищаем всех от них.
Кузичев: Отвечают они одно и то же, причем: "Мы этим не занимаемся!".
Кононенко: Да, да, да!
Кузичев: Ведь так?
Матросов: На самом деле, мы отрабатываем настолько большой поток различных вирусных сэмплов, так называемых образцов вредоносного кода, что нам просто некогда заниматься написанием вирусов.
Кузичев: Хотя, если вдруг абстрагироваться ото всего и предложить некую бизнес-модель, конечно же, если бы она, эта бизнес-модель, предполагала в себе наличие вируса – в хорошем смысле слова! – вируса, от которого антивирус будет лечить, это была бы идеальная бизнес-модель. Вот кто бы чего ни говорил! Притом, что они в каждом своем интервью в последние полтора десятка лет отвечают на этот вопрос… А я объясню, почему этот вопрос появляется: потому что это идеальная бизнес-модель! И очень странно, что люди ее не используют.
Матросов: На самом деле, это очень большие репутационные риски для любой антивирусной компании. Более того, мы не только не пишем вирусы, но мы и не берем к себе на работу людей, имеющих опыт в написании вредоносных программ.
Кононенко: Почему не используют? Используют! А вот эти новомодные программы, которые блокируют экран компьютера, и говорят: "Пошлите смску", тогда пропадет блокировка.
Кузичев: А знаешь, сколько смс надо послать? Я же посылал! Мне же однажды заблокировали!
Кононенко: Ты мне в следующий раз позвони, я тебе скажу, как это убрать.
Кузичев: Я одну смс-ку послал, а они мне – подтвердите, что вам больше 18 лет, я послал вторую. А вот теперь, говорят они, мы готовы вам помочь. И я послал третью. Каждую рублей по 100, мне кажется, а может, по 500.
Кононенко: А вообще так же любой преступный мир работает: он создает проблему, а потом ее решает.
Программу "Интернет-кафе "Соб@ка" слушайте в аудиофайле