Тема:

Боевые действия в Ливии 8 месяцев назад

Ливия: режим Каддафи пал, но легче не стало

Муаммара Каддафи ждёт арест, суд и расстрел – такие планы озвучили переходный Нацсовет Ливии. В НАТО обещают помогать до победного конца и заявляют, что угроза мирному населению по-прежнему исходит исключительно от режима Каддафи. В том, что это не совсем так, убедился корреспондент "Вестей".

Муаммара Каддафи ждёт арест, суд и расстрел – такие планы озвучили переходный Нацсовет Ливии, приказавший заодно не брать в плен и расстреливать всех сторонников полковника. Повстанцы теперь заявляют, что миротворцы им больше не нужны. В НАТО при этом обещают помогать до победного конца и заявляют, что угроза мирному населению по-прежнему исходит исключительно от режима Каддафи. В том, что это не совсем так, убедился корреспондент "Вестей", который побывал в захваченных повстанцами и по-прежнему голодающих городах.

Сирт – последний оплот режима Каддафи, родина лидера Джамахирии – в кольце повстанцев. Они приближаются с двух сторон – востока и запада – и пленных не берут. На редких кадрах с линии фронта повстанцы расстреливают пикап, в котором находятся еще верные полковнику военные. Машина загорается, человек в зеленой форме пытается спастись бегством, но его добивают автоматной очередью.

В Сирте повстанцы выбрали тактику Каддафи: окружить город, отключить воду и электричество и ждать. На лобовую атаку пока не решаются: десятитысячное население фанатично поддерживает полковника, многие родом из того же племени, что и он сам.

Тем временем, прямые родственники Каддафи покидают страну. Вторая жена Каддафи София, сыновья Ганнибал и Мохаммед и беременная дочь Аиша прибыли накануне в Алжир. Сегодня Аиша родила полковнику внучку.

"Это акт агрессии против ливийского народа, их желаний и надежд, – убежден министр информации переходного национального совета Ливии Махмуд Шаммам. – Мы будем использовать все законные средства, чтобы добиться выдачи этих преступников и подвергнуть их правосудию".

Еще один сын полковника – командир элитного ливийского спецназа – Хамис был, предположительно, убит накануне в перестрелке возле города Бен Валид. Это четвертое сообщение о его смерти за последние полгода.

На улицах Триполи каждую ночь празднуют победу. Переходный совет сегодня заявил: международные миротворцы в Ливии не нужны, с порядком справимся сами. Но ликование смешивается с тревожными известиями. Командование ливийских повстанцев утверждает, что в тюрьмах режима Каддафи содержались до 60 тысяч человек. Достоверно известно, что 11 тысяч освобождены. Остальные считаются пропавшими без вести – почти 50 тысяч человек – население целого города. Что это – чудовищная ошибка в документах, допущенная в хаосе гражданской войны или эти люди до сих пор где-то в потайных бункерах ждут своего освобождения? Брошенные охранниками, без воды и продовольствия – они считают последние часы.

Революционные власти предложили награду за информацию о местонахождении секретных тюрем режима и помилование охранникам, которые помогут в поиске.

Компьютерный инженер Джума вернулся в уже опустевшую тюрьму столичного района Абу Салим, чтобы найти камеру, в которой он провел 4 года как враг Джамахирии. "Условия были ужасными. Мы жили по 16 человек в одной камере 6 на 6 метров, – рассказывает он, – без кроватей. Все спали на полу вповалку".

Лишения тюремной жизни сейчас понятны многим жителям ливийской столицы: город освобожден, но с продовольствием по-прежнему перебои, а проточной воды нет ни у кого. "Великая рукотворная река" – гигантская система резервуаров, труб и насосов, снабжавшая чистой водой пустыню – пока не сдается повстанческим инженерам.

"Систему можно включить только вручную, но часть командных пунктов все еще держат сторонники Каддафи, – сообщил представитель оппозиции Ареф Али Найед. – Наши инженеры встретили вооруженное сопротивление и вынуждены были отступить".

Международный Красный Крест и ЮНИСЕФ переправляют питьевую воду в бутылках по морю. Но на всех пока не хватает. Праздничные столы по случаю конца Рамадана очень скромные.