Тема:

Авария на подлодке "Нерпа" 10 лет назад

По делу "Нерпы" нет виновных: командир и матрос оправданы

Присяжные вынесли оправдательный вердикт по делу о гибели людей на атомной подводной лодке "Нерпа". Дело слушается в Тихоокеанском флотском военном суде. Решалась судьба машиниста Дмитрия Гробова и командира корабля Дмитрия Лаврентьева.

Присяжные вынесли оправдательный вердикт по делу о гибели людей на атомной подводной лодке "Нерпа". Дело слушается в Тихоокеанском флотском военном суде. Решалась судьба машиниста Дмитрия Гробова и командира корабля Дмитрия Лаврентьева. По версии следствия, именно они виновны в несанкционированном включении системы пожаротушения на субмарине, в результате которого погибли 20 человек.

Следствие по делу о 20 погибших длилось более двух лет, за это время было собрано 60 томов материалов. Для того, чтобы познакомиться с ними, коллегии присяжных потребовалось три месяца. И вот итог.

"Мы убедили суд присяжных в том, что наши подопечные невиновны. И эта ситуация подтверждена именно вердиктом суда присяжных", – заявил адвокат командира лодки Дмитрия Лаврентьева Сергей Бондарь.

Были проведены десятки экспертиз. Главные вопросы: почему на атомной подводной лодке во время испытаний сработала система аварийного пожаротушения и почему ее срабатывание привело к гибели людей. Обвинение настаивало на том, что в трагедии виновны двое: трюмный машинист Дмитрий Гробов, который привел в действие противопожарную систему, и командир лодки Дмитрий Лаврентьев. Тогда система наполнила отсеки лодки фреоном и ядовитым тетрахлорэтиленом, в результате – 20 человек погибли и 38 отравились. Между тем защита настаивала на том, что противопожарная система была изначально опасной для жизни людей.

"Нужно в конце концов разобраться, в связи с чем в систему пожаротушения лодки был залит растворитель. Более половины. Это очень важный момент. На атомной российской подводной лодке залит растворитель, вещество третьей группы опасности", – отметил адвокат матроса Дмитрия Гробова Дмитрий Прокопенко.

С адвокатом согласны и свидетели, которые считают, что наряду с командиром лодки и матросом, запустившим систему пожаротушения, виновата и администрация завода-изготовителя, по халатности которой яд попал в систему пожаротушения.

"Завод тоже виновен. Но он не понес никакого наказания. Мы подавали в милицию, чтобы завели уголовное дело, но нам отказали", – рассказал слесарь-монтажник систем вентиляции и кондиционирования испытательной команды Владимир Нежура.

У Владимира Нежуры в тот день на лодке погиб сын. По словам отца, Александр до последнего пытался ему помочь выбраться. И погиб сам. Слишком велика была концентрация вредных веществ.

На вынесение оправдательного вердикта присяжным потребовался почти целый день. Процедура прошла в закрытом режиме, как и весь судебный процесс. Теперь, на основании решения коллегии присяжных, суд вынесет приговор, который по закону не может быть обвинительным. Между тем прокуратура Тихоокеанского флота уже выразила несогласие с вердиктом и намерена обжаловать это решение. Последнее заседание суда по этому делу запланировано на 5 октября.