Сергей Капица: без серьезной науки – фундаментальной и прикладной – мы беспомощны

Гостем студии телеканала "Россия 24" стал профессор Сергей Капица. В пространном интервью, которое он дал в канун Дня защитника Отечества, он рассказал о своих предках, помогавших обеспечить нашу победу в Великой Отечественной войне, и, конечно, о нуждах российской науки.

Гостем студии телеканала "Россия 24" стал профессор Сергей Капица. В пространном интервью, которое он дал в канун Дня защитника Отечества, он рассказал о своих предках, помогавших обеспечить победу российского оружия в Великой Отечественной войне, и, конечно, о нуждах российской науки.

По словам Капицы, сегодняшняя российская наука находится в очень печальном состоянии, хотя, на самом деле, это в значительной мере опора нашей военной мощи. "Без серьезной науки – фундаментальной и прикладной – мы беспомощны. Среди самых больных вопросов – молодые кадры. Мы пока еще, благодаря нашей высшей школе, ее традициям, можем воспитывать первоклассные кадры, которые востребованы во всем мире. Это, конечно, хорошо, но мы и сами должны ими пользоваться", – говорит ученый.

Из тех детей, которые сейчас учатся в школах, в науку, по словам Капицы, придет небольшой процент. Почему складывается такая ситуация? "Самое вульгарное – деньги, – говорит ученый. – С очень резкой критикой нашего экономического устройства выступал академик Львов. Потом я встретил министра финансов Кудрина, и он спросил, почему я Львову дал высказаться, а ему нет. Я говорю: “Пожалуйста, приходите к нам”. И он пришел и очень интересно рассказывал. Правда, не перед камерой, но он меня спросил, сколько надо платить ученым. Я говорю: “Ровно столько, сколько вы платите сейчас, но не в рублях, а в долларах”. С тех пор положение улучшилось – зарплата удвоилась – но речь ведь шла о гораздо большем коэффициенте".

Но это вопрос не только зарплаты. Это вопрос престижа, места в жизни, места в обществе, считает Капица: "Когда я окончил авиационный институт, я бы распределен на самую вершину авиационной науки. Я получал тогда 120 рублей. "Москвич" стоил 900 рублей. Была целеустремленность, была заря космической эры. Мы были на самом переднем крае, мы видели, как все это происходит. Был очень сильный состав и руководителей, и студентов, и деньгами никто не был обеспокоен".

"За 15 лет мы сумели сломать очень многое. Нужно вернуть уважение к ученому в обществе. Например, в прошлом моя передача появлялась три раза в неделю на первом и втором канале и длилась час. А сейчас отсутствие таких передач в эфире списывают на сетку вещания, рекламу", – говорит ученый.