Антон Павлович Чехов – 150-летний юбилей классика

Антон Павлович Чехов однажды заметил, что его законной женой является медицина, а литература всего лишь любовница. Это заявление вполне закономерное из уст ученика Склифосовского, но вызывающее недоумение у читателей, накануне 150-летия классика попытались объяснить его земляки.

Антон Павлович Чехов однажды заметил, что его законной женой является медицина, а литература всего лишь любовница. Это заявление вполне закономерное из уст ученика Склифосовского, но вызывающее недоумение у читателей, накануне 150-летия классика попытались объяснить его земляки.

И сегодня же в архив Российской академии наук вернулся важный литературно-исторический документ, пропавший при загадочных обстоятельствах.

Это была развязка почти детективной истории – в архив Академии наук вернулось письмо Чехова. Антон Павлович в нем делится своими мыслями, об отлучении Льва Толстого от церкви. Долгие годы подлинник хранился в Петербурге, в запасниках. А потом загадочным образом исчез, обнаружился на аукционе "Кристис". Коллекционер выложил за него 7 тысяч долларов, но экспертиза, как раз в канун юбилея выявила, что письмо – ворованное. Собиратель передал реликвию в Россию.

Торжественная церемония состоялась в Москве, в Доме-музея Чехова, где к 150-летию открыли новую экспозицию: жилет, подтяжки, сорочка с метками размера, кстати, солидного. Писатель был ростом метр 86 и косая сажень в плечах. Долго думали, стоит ли выставлять на обозрение вот эти предметы: зубную щетку, расческу, маникюрные ножницы, решили что можно.

- Это последний кусочек мыла, которым мыли ему голову как его сохранили?

- А все хранила Ольга Леонардовна, его жена.

Семья Чехова, друзья вообще, очень многое, связанное с жизнью писателя – сберегли. Вот прелюбопытнейшее письмо. Антон Палыч признается в любви... к Москве... Европейский город, несмотря на ухабы на дорогах... Он ведь даже в этом замечании – классик. Ничего не изменилось. Как сохранилась и чеховская обстановка, здесь, в Доме по прозвищу Комод на Садово-Кудринской – первая комфортная квартира семьи писателя в столице. Конечно, съемная, собственного жилья в Москве у писателя не было никогда. Было только Мелихово – нежно любимая, купленная как символ процветания усадьба.

"И когда московские издатели думают, что Чехов здесь пишет отдыхает в свое удовольствие, то он им пишет – ловлю за хвост холеру не пишу ничего когда прочитаете в газетах, что с холерой покончено тогда ждите новых произведений", – рассказывает главная хранительница музея Ксения Чайковская.

Ученик Склифосовского, он в холерные годы спасал жителей 25-ти окрестных деревень. Семья только собиралась к завтраку, а он уже возвращался от больных. И все знали, когда Чехов дома, над маленькими флигелем в саду поднимался флаг.

"Флигель вышел мал, но изумителен" – это из писем Чехова. А из недавних исследований сотрудников Мелиховского музея предположение, что этот маленький рубленный домик построили по проекту Шехтеля. Домик для гостей стал рабочим кабинетом. Именно здесь была сочинена "Чайка", здесь же Чехов переживал провал первой театральной постановки пьесы.

И здесь же его мелиховские знакомые дамы и барышни, пытались найти себя в Нине Заречной, но он так никогда и не указал, с кого она была написана. Доктор Чехов вообще слишком хорошо знал людей, писателю Чехову – это знание принесло мировую славу. На многие века.