150 лет назад об этом событии писали все петербургские газеты. На Театральной площади открывалась новая сцена, как ее называли "одна из великолепнейших в Европе". В Петербург моментально приехали Верди, Вагнер, вернулся Берлиоз, засверкали Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский. В мире оперы и балета России начался "золотой век".
Мировые премьеры тех лет до сих пор на афишах. Мариинский театр XXI века славится не только новаторскими проектами, но и репертуарным постоянством. "Спящая красавица" Чайковского и Петипа шесть десятилетий не меняет декорации. А в начале XX века на первом генеральном прогоне была императорская чета. Все – от программки до афиши – сохранилось в многотомных архивных книгах. Но великие имена не только на пожелтевших страницах, но и на стенах.
В репетиционной на современных певцов сурово смотрит Федор Шаляпин. Он нарисовал себя в образе Ивана Грозного гримом прямо на штукатурке. Великий бас готовился к этой роли очень тщательно. Ноты "Псковитянки" исписаны вдоль и поперек. Чаще всего повторяется слово "искренно". Стиль работы "великих" обязаны перенимать новые солисты. И все же, самое сложное, как и во все времена – это первый выход. Виктория Терешкина никогда не забудет дебютное "Лебединое озеро".
"Нас поставили сразу в полусольную партию больших лебедей и у нас руки и ноги тряслись", – рассказывает балерина Мариинского театр Виктории Терешкина.
Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе. За их спиной одна из самых строгих в мире "школа Вагановой", которой удалось сохранить императорский балет. Создать систему, когда на сцене нет слабых. Солистами становятся выдающиеся, но и все остальные танцуют идеально. Высоту, которую ни один другой театр не смог взять: эпоха советского балета, когда на сцену Мариинского выходили Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Галина Уланова.
Вот их личные карточки: принят на работу, получил государственную премию, выехал на гастроли. Рудольф Нуреев из Франции так и не вернулся. Запись об увольнении отсутствует. Исчез и все. Современным примам, покидая альма-матер, прятаться не надо. Они постоянно путешествуют и возвращаются. Анне Нетребко, например, в Мариинском всегда рады. Как и десять лет назад, когда Валерий Гергиев готовил ее к олимпу.
Сегодня Валерий Гергиев собирает на сцене любимых артистов. Отмечая юбилей, художественный руководитель Мариинского театра, говорит, что театру стало тесно в историческом здании.
"Мариинский – великая сцена, но карманы малы, мы храним декорации на улице, больно говорить, они не помещаются в театре", – поясняет художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Открытия "второй" сцены ждут с 2006 года. Валерий Гергиев уверен, что в следующем сезоне мировые премьеры будут играть уже там. Но это не означает, что историческое здание уходит на покой. Здесь готовят оперы "Мертвые души" и "Собачье сердце" и "Аиду" в постановке режиссера цирка дю Солей. Чтобы быть в тройке мировых лидеров, современный театр должен все время меняться, тем не менее, сохраняя индивидуальность.