Мариинке – 150 лет: один из старейших театров России отмечает юбилей

В нынешнем году на финансирование Мариинского театра будет выделено более 1,5 миллиарда рублей
В нынешнем году на финансирование Мариинского театра будет выделено более 1,5 миллиарда рублей
150 лет назад об этом событии писали все петербургские газеты. На Театральной площади открывалась новая сцена, как ее называли "одна из великолепнейших в Европе". В Петербург моментально приехали Верди, Вагнер, вернулся Берлиоз, засверкали Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский.

150 лет назад об этом событии писали все петербургские газеты. На Театральной площади открывалась новая сцена, как ее называли "одна из великолепнейших в Европе". В Петербург моментально приехали Верди, Вагнер, вернулся Берлиоз, засверкали Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский. В мире оперы и балета России начался "золотой век".

Мировые премьеры тех лет до сих пор на афишах. Мариинский театр XXI века славится не только новаторскими проектами, но и репертуарным постоянством. "Спящая красавица" Чайковского и Петипа шесть десятилетий не меняет декорации. А в начале XX века на первом генеральном прогоне была императорская чета. Все – от программки до афиши – сохранилось в многотомных архивных книгах. Но великие имена не только на пожелтевших страницах, но и на стенах.

В репетиционной на современных певцов сурово смотрит Федор Шаляпин. Он нарисовал себя в образе Ивана Грозного гримом прямо на штукатурке. Великий бас готовился к этой роли очень тщательно. Ноты "Псковитянки" исписаны вдоль и поперек. Чаще всего повторяется слово "искренно". Стиль работы "великих" обязаны перенимать новые солисты. И все же, самое сложное, как и во все времена – это первый выход. Виктория Терешкина никогда не забудет дебютное "Лебединое озеро".

"Нас поставили сразу в полусольную партию больших лебедей и у нас руки и ноги тряслись", – рассказывает балерина Мариинского театр Виктории Терешкина.

Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе. За их спиной одна из самых строгих в мире "школа Вагановой", которой удалось сохранить императорский балет. Создать систему, когда на сцене нет слабых. Солистами становятся выдающиеся, но и все остальные танцуют идеально. Высоту, которую ни один другой театр не смог взять: эпоха советского балета, когда на сцену Мариинского выходили Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Галина Уланова.

Вот их личные карточки: принят на работу, получил государственную премию, выехал на гастроли. Рудольф Нуреев из Франции так и не вернулся. Запись об увольнении отсутствует. Исчез и все. Современным примам, покидая альма-матер, прятаться не надо. Они постоянно путешествуют и возвращаются. Анне Нетребко, например, в Мариинском всегда рады. Как и десять лет назад, когда Валерий Гергиев готовил ее к олимпу.

Сегодня Валерий Гергиев собирает на сцене любимых артистов. Отмечая юбилей, художественный руководитель Мариинского театра, говорит, что театру стало тесно в историческом здании.

"Мариинский – великая сцена, но карманы малы, мы храним декорации на улице, больно говорить, они не помещаются в театре", – поясняет художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Открытия "второй" сцены ждут с 2006 года. Валерий Гергиев уверен, что в следующем сезоне мировые премьеры будут играть уже там. Но это не означает, что историческое здание уходит на покой. Здесь готовят оперы "Мертвые души" и "Собачье сердце" и "Аиду" в постановке режиссера цирка дю Солей. Чтобы быть в тройке мировых лидеров, современный театр должен все время меняться, тем не менее, сохраняя индивидуальность.