Даже пустующий, с выбитыми стеклами, частично затянутый сеткой, кинотеатр "Москва" все равно поражает воображение. Впервые за много лет разрешают телесъемку внутри здания. Экскурсию ведет архитектор Рафаэль Даянов.
Фильмы в "Москве" прекратили показывать в начале 1990-х. В 2004 году двери здания заколотили, затем здесь был пожар. Два с лишним года назад памятник регионального значения продали.
Жаль, что не сохранились люстры и мебель, однако освобожденное от таких деталей пространство даже выигрывает – виден замысел зодчего. "Москву" возвели в 1939 году по проекту Лазаря Хидекеля. Это первый в СССР трехзальный кинотеатр, где фильмы демонстрировали непрерывно. В рабочем районе появилось место отдыха, куда устремились массы. Новый владелец изменит функцию здания – он собирается устроить здесь два выставочных зала и ресторан. Третий кинозал, расположенный в центре архитектурной композиции, показался пригодным для устройства офисного центра.
Архитектор Рафаэль Даянов уверен: "Если поднимется это пространство – ничего страшного не будет. Для нас главное – сохранить главный фасад, лепные украшения, фойе". Иными словами – памятник регионального значения сохранят частично. Можно ли перестроить часть кинотеатра? Этот вердикт вынесут в Комитете по охране памятников в сентябре. Пока же чиновники отказываются от интервью – они еще не видели результатов экспертизы.
Рафаэль Даянов говорит, что все изучил – кирпичи при возведении третьего зала клали кое-как, и стены ветхие, сохранить их сложно. "Торопились к празднику – 7 ноября или 1 мая. Как мы будем использовать эту кладку? Я не знаю", – рассказал он.
Интересно, что мастерская Даянова сама делает экспертизу памятника, и она же получает заказ на его реконструкцию. Историк архитектуры, заведующая отделом Музея истории Петербурга Мария Макагонова считает: "Абсолютно невозможно, когда сам исполнитель работ одновременно и автор экспертизы. Экспертиза должна быть независимая, тут нет абсолютно никаких сомнений. А он у нас защитник. Он и ДК Капранова спас". Член -корреспондент РААСН Юрий Курбатов уверен: "Очень легко получить справку, что аварийное состояние. Здание снесут и воссоздадут – но это уже не памятник. ДК Капранова снесли и воссоздали, но потеряна целостность и аутентичность, это новодел".
Именно Рафаэль Даянов был автором историко-культурной экспертизы, а затем и реконструкции Дома культуры имени Капранова. Между тем, примеры того, как берегут и реставрируют памятники архитектурного авангарда, есть. И не только в Европе, но и в Екатеринбурге, или, например, в Выборге. В Петербурге авангард по-прежнему ценит только небольшая группа исследователей – те, кто изучает наследие, но отнюдь не те, кто строит сам.