"День печати" в галерее "Проун" напомнил о силе слова

Читать Вести в MAX
В Москве в галерее "Проун" открылся новый выставочный проект "День печати", который объединил произведения русских и европейских художников ХХ века. Большую часть произведений на выставке представляют коллажи, где в качестве основного элемента используются фрагменты печатных СМИ.

В Москве в галерее "Проун" открылся новый выставочный проект "День печати", который объединил произведения русских и европейских художников ХХ века. Большую часть произведений на выставке представляют коллажи, где в качестве основного элемента используются фрагменты печатных средств массовой информации.

Как художественное явление коллаж появился в начале XX века. Считается, что первая работа в этом жанре была выполнена Пабло Пикассо, который в своем произведении в качестве материала использовал папиросную бумагу. В галерее "Проун" – вся история развития коллажа.

"Это работа Пониткова в период перестройки. Мы видим, что автор помещает вырезку из издания с изображением Сталина в совершенно бытовой предмет – кастрюлю. И там написано: во все", – показывает Елена Куприна-Ляхович, искусствовед.

Для художников-концептуалистов текст имеет первостепенное значение. Книга – как компас, который указывает путь и как окно в мир.

"Это объект группы "Перцы", который представляет собой книжечку Тараса Шевченко, в которую вставлен дверной глазок, он обозначает, что мы смотрим на мир через печатное слово", – объясняет Елена Куприна-Ляхович.

"Один из сюрпризов нашей выставки – как мне кажется, важный, потому что мы здесь показываем работы европейских художников-дадаистов, которые традиционно используют коллаж, куда включают вырезки из газет – это представители европейского авангарда", – говорит Марина Лошак, куратор выставки.

Адольф Хофмейстер – один из представителей европейского авангарда. Французский дадаист чешского происхождения. Он приезжал во Францию дважды – сначала как художник, затем как посол чешской республики. Эти портреты французского художественного бомонда написаны уже не художником, а дипломатом. Например, портрет Марка Шагала.

"Тут присутствуют такие животные, которые встречаются в простой деревне, откуда, в общем, родом Марк Шагал, но в тоже время тут присутствуют экзотические животные – крокодил, попугай. Это показывает, что Марк Шагал вырвался из местечкового окружения, попал в другую среду", – поясняет Мария Салина, куратор выставки.

В свое время театру предрекали смерть в связи с появлением кино, сегодня говорят о смерти книги в связи с развитием Интернета. Но печатное слово не исчезает, напротив, приобретает больший вес. Недаром даже авторы так называемой "сетературы" мечтают увидеть свои опусы напечатанными на бумаге старым добрым гутенберговским методом.