Альтернативный победитель конкурса Чайковского

Конкурс имени Чайковского завершился, но страсти вокруг него еще не утихли. Музыкальные обозреватели московских СМИ выбрали своего – альтернативного – победителя. Им стал фаворит публики пианист Александр Лубянцев, по решению жюри конкурса не прошедший в финал.

Конкурс имени Чайковского завершился, но страсти вокруг него еще не утихли. Музыкальные обозреватели московских СМИ выбрали своего – альтернативного – победителя. Им стал фаворит публики пианист Александр Лубянцев, по решению жюри не прошедший в финал. Возникшая спонтанно из дискуссий на интернет-форуме награда стала первым в России Призом музыкальных критиков.

В небольшом клубном зале сдвигают столы, а стулья приходится доставать даже из подсобки. Пианисту Александру Лубянцеву, не дошедшему до финала Конкурса имени Чайковского, вручают приз в атмосфере дружеского "квартирника".

"Лубянцев – лучший!" – категорически не согласились слушатели с жюри конкурса, "прокатившим" пианиста после второго тура, и устроили прямо в консерватории стихийный митинг. Но это никак не повлияло на результат. Музыкальные критики решили не то, чтобы оспорить мнение судей, но воздать таланту должное. Голосование на интернет-форуме "Классика" определило лучшего по версии тех, кто профессионально оценивает музыкантов.

В том, что им окажется пианист из Санкт-Петербурга Александр Лубянцев, мало кто сомневался. Фонд Михаила Прохорова поддержал гражданскую инициативу и выделил лауреату 150 тысяч рублей.

"Действительно, впечатляет… Потому что критика – это то, что критикует, начинает находить какие-то проблемы, освещать их… А тут как-то совсем наоборот", – удивляется лауреат альтернативной премии.

Он живет в Санкт-Петербурге, где у него четверо братьев и сестер, которые занимаются музыкой, и десять кошек. Александр учится в Петрозаводске, куда перевелся из питерской консерватории. Для поднятия настроения он любит смотреть "веселое", как говорит, видео в Интернете и обожает группу Jamiroquai.

После конкурсного выступления, ставшего для пианиста последним, публика трижды вызывала его на "бис" и устроила 10- минутную овацию. "У меня очень много было писем, разных отзывов – что-то вроде "жюри на мыло", в таких выражениях", – рассказал музыкант.

В результате подведения итогов голосования обладателем Приза критиков мог стать любой участник конкурса по специальности "фортепиано". Обозреватель "Коммерсанта" Сергей Ходнев отдал свой голос Эдуарду Кунцу, также оставшемуся без наград, но Лубянцев обогнал того на 30 процентов голосов. "То, что в нашем решении, в решении критиков, видны, тем не менее, отдельные голоса тех, кто придерживался другого мнения, это тоже хорошо и правильно, потому что в ситуации обычного конкурсного голосования мы видим только одно итоговое решение. То есть, то, как распределялись голоса, о чем происходила дискуссия, мы не знаем", – рассказал музыкальный критик.

Патрон конкурса Валерий Гергиев критиков не поддержал. По мнению маэстро, оценка жюри объективна, а мнение – авторитетно. Между тем, альтернативные награды – обычная практика в Европе. Одна из престижнейших – Приз критики на Конкурсе академических музыкантов Королевы Елизаветы в Брюсселе.

Билеты на концерт Александра Лубянцева не продавались, и попасть туда можно было, только оставив свою фамилию на сайте ForumKlassica.RU. Буквально за два дня в списке оказалось более 150 человек, а зал вмещает всего 70, поэтому многим приходится слушать музыку, стоя в дверях.

Камерный концерт неожиданно выявил еще один талант Александра Лубянцева – композиторский. Он отблагодарил поддержавшую его публику пьесами собственного сочинения – изящными, прозрачными, похожими на те, что пишут к фильмам. Завершился вечер предложением критиков объединяться – в гильдию, ассоциацию. Чтобы консолидированно продолжать поддерживать ярких музыкантов, и не раз в четыре года (такова периодичность конкурса имени Чайковского), а каждый год.